Рус Укр
ГлавнаяВыбор редакцииЗаконодательствоПолитические игры останавливают развитие ОСМД
Новости ЖКХ
19 марта 2024 г.
07 марта 2024 г.
06 марта 2024 г.
04 марта 2024 г.
01 марта 2024 г.
29 февраля 2024 г.
28 февраля 2024 г.
23 февраля 2024 г.
21 февраля 2024 г.
Опросы все опросы
ЧТО ПРЕПЯТСТВУЕТ ВАМ ВОВМРЕМЯ ПЛАТИТЬ ПО СЧЕТАМ ЗА УСЛУГИ ЖКХ?
Слишком высокие тарифы
Регулярное повышение квартирной платы
Низкое качество услуг или их полное отсутствие
Не соблюдение исполнителями сроков по вывозу мусора
Бездействие ЖЭКа
Ничего, я всегда вовремя плачу
Я не считаю нужным платить за коммунальные услуги

 







 

Политические игры останавливают развитие ОСМД

С помощью копирования норм известных инициатив, парламентарии надеются провести реформу сферы жилищных правоотношений. Впрочем, пока подобные действия вызывают лишь критику общественности.
В законотворчестве наметилась новая тенденция – стало ультрамодным предлагать парламенту на рассмотрение проекты законов, которые полностью или частично дублируют нормы или уже отозванных законопроектов, или версии вынесенных ранее на общественное обсуждение разрабатываемых правительством документов. С помощью копирования и сведения воедино норм известных инициатив, парламентарии надеются провести реформирование сферы жилищных правоотношений и законодательно урегулировать права собственности совладельцев многоквартирного дома. Впрочем, пока подобные действия вызывают лишь критику общественности.
 
Начало новому парламентскому тренду заложили представители фракции КПУ. В сентябре Верховная Рада на своем официальном сайте обнародовала проект закона № 3306 «О жилищных товариществах», авторами которого являются руководитель парламентской фракции КПУ Петр Симоненко и глава Комитета ВР по вопросам строительства, градостроения, ЖКХ и региональной политики Спиридон Килинкаров. Напомним,  основные положения документа во многом дублируют действующее законодательство, а также нормы ставшего уже знаменитым правительственного законопроекта «Об особенностях права собственности во многоквартирном доме», разработанного юристами компании Backer & McKenzie, работа которой оплачивается за счет средств Международной финансовой корпорации (IFC, входит в группу Всемирного Банка). Среди прочего, документом предлагается переименовать объединения жильцов многоквартирных домов (ОСМД) - в жилищные товарищества (см. «У.К.» от 26 сентября)
 
Вслед за своими коллегами, в дублировании чужих законодательных инициатив поучаствовали представители фракции «ВО «Батькивщина». В пятницу, 4 октября народный депутат Николай Катеринчук зарегистрировал проект закона № 3354 «Об особенностях права собственности во многоквартирных домах». «Украина Коммунальная» уже публиковала критичные мнения экспертов, вызванные данной инициативой (см. «У.К. от 8 октября). Впрочем, новые подробности о судьбе законопроекта требуют еще раз проанализировать негативные последствия, которые станут явными в случае его принятия.
 
Итак, документом предложен уже известный ранее механизм автоматического членства всех совладельцев в объединении, сопровождающийся регистрацией ОСМД в качестве юрлица. Одновременно проектом предусмотрена возможность не проходить госрегистрацию, а коллективно принимать решения, которые будет исполнять избранная жильцами управляющая компания. Проект закона практически является копией правительственного документа с аналогичным названием, который был вынесен Министерством регионального развития, строительства и ЖКХ на общественное обсуждение в декабре 2012 года.
Тогда Минрегион обнародовал проект закона, разработанный юристами компании  компании Backer & McKenzie. Это была одна из первых версий законопроекта, который в течение 2013 года дорабатывался, видоизменялся, и, наконец, был утвержден Нацрадой по вопросам развития ОСМД при Кабинете Министров 3 октября. 
 
В том, что законопроект № 3354 является компиляцией правительственного документа признается и сам автор. «4 октября я подал в Верховную Раду законопроект «Об особенностях права собственности в многоквартирном доме». Текст законопроекта - с некоторыми существенными поправками фактически копия кабминовского, который в свое время был разработан, но лег «под сукно», - заявил Николай Катеринчук на своей официальной странице в социальной сети Facebook. Народный депутат также считает, что «законопроект стал эффективной провокацией, призванной привлечь внимание общественности к теме, которая, несмотря на всю ее важность, годами находилась в тени».
 
Спровоцировать общественность господину Катеринчуку действительно удалось. Прежде всего потому, что разработанный при участии Backer & McKenzie правительственный законопроект, который после серии общественных и экспертных обсуждений неоднократно изменялся, проходит и без того сложную процедуру межведомственного согласования. По информации «Украины Коммунальной» свои замечания к документу представил Антимонопольный комитет (см. «У.К.» от 26 сентября). Вчера высокопоставленный источник издания в Кабинете Министров сообщил «Украине Коммунальной», что 9 октября на заседании правительства проект рассматривался, однако так и не был утвержден. Премьер-министр Николай Азаров поручил главе Минрегиона Геннадию Темнику в двухнедельных срок доработать документ с учетом замечаний. 
 
Однако говорить о том, что законопроект № 3354 – лишь копия правительственного документа неправомерно. Его "новаторство" заключается в том, что им существенно упрощаются условия создания объединения, а главное – легитимизация общего собрания жильцов. Для этого автор документа предлагает отменить норму, согласно которой собрание является правомочным, если в нем принимало участие более половины членов объединения. Взамен - инициативы всего трех жильцов дома будет достаточно, чтобы признать решение о создании ОСМД легитимным. 
Читайте также: ОСМД развязали руки
Фактически, законопроектом предлагается узаконить теневую схему создания «рейдерских» или как их еще принято называть «фейковых» ОСМД, о которой «Украина Коммунальная» неоднократно писала ранее. Если эта норма будет принята парламентом, то многие украинцы рискуют оказаться в ситуации, когда без их согласия и участия, в доме будет создано ОСМД, три жильца возьмут на себя ответственность за управление совместной собственностью, а главное, смогут на законных основаниях принять решения и о ежемесячных сборах на ремонт здания, и том, какие жилищные услуги будут предоставляться совладельцам дома, и даже о том, сколько они будут стоить. 
 
Впрочем, это далеко не все коллизии, которым рискуют подвергнуться жильцы многоквартирных домов, если законопроект № 3354 будет принят. Ст. 5 документа содержит взаимоисключающие друг друга нормы. В частности, предлагается считать, что общее имущество многоквартирного дома – «это общая совместная или общая долевая собственность совладельцев». Но совместная собственность предполагает право нескольких собственников владеть, распоряжаться общим имуществом, без определения долей каждого из них. Долевая же, напротив, предполагает как раз владение общим имуществом с определением правоустанавливающими документами размера частей этой собственности. Согласно ст. 382 Гражданского Кодекса, помещения общего пользования, опорные конструкции здания принадлежат собственникам квартир во многоквартирном доме как раз на правах общей совместной собственности. Изменение этой нормы на право владения общим имуществом в долях эксперты считают краеугольным камнем в реформе жилищных правоотношений. Но сочетать в одном законе два абсолютно противоположных вида прав на собственность является абсурдным.
 
Таким образом, последние тенденции законотворчества в сфере жилищного права свидетельствуют о том, что определение статуса украинских объединений совладельцев многоквартирных домов стало основной темой для политического пиара. Последние инициативы о создании жилищных кондоминиумов европейского типа все больше демонстрируют не желание субъектов законодательной инициативы прописать четкие «правила игры» для украинских объединений жильцов и урегулировать их права на совместную собственность, а поучаствовать в модной политической тенденции. В результате, сейчас в парламенте зарегистрировано два законопроекта, которыми предлагается крайне широкий перечень норм от преобразования ОСМД в распространенные в советскую эпоху жилищные товарищества - до разрешения взять на себя ответственность по управлению многоквартирным домом по желанию лишь трех жильцов. При этом правительственный законопроект, которым также предлагается одновременно как и обязательное членство, так и право вообще не регистрировать ОСМД, чиновники никак не могут внести в парламент. Не хочется торопится с преждевременными выводами, но происходящее свидетельствует о том, что реформа в сфере жилищных прав в очередной раз зашла в тупик. А вот страдают от этого, как издавна повелось, отнюдь не чиновники и парламентарии, а украинцы, для которых законодательно до сих пор не определены их жилищные права.

Мария Цатурян

 
Комментарии (3)
Сергiй
11 октября 2013 г. 20:08
Яке копiювання та хто в кого? Того нещасного з/п про житловi товариства написав славнозвiсний пан Скубченко ще роки з пiвтора тому. А тепер всi як з торбою писаною, кожен зi "своiм" начебто з/п.
Мария Цатурян
11 октября 2013 г. 21:24
Сергей, если Вы внимательно прочитаете статью, то речь идет о копировании первой версии правительственного законопроекта, в чем публично признался г-н Катеринчук. Впрочем, если то, что Вы написали по поводу законопроекта о жилтовариществах - действительно так, то мы все написали правильно
Сергiй
11 октября 2013 г. 21:44
Вiн навiть у вас у блозi ще у квiтнi минулого року вже писав про цi житловi товариства. Не сумнiваюсь, що у цього пана нiхто нiчого не крав, що вiн десь поруч з цим "великим" з/п про жт.