Рус Укр
ГлавнаяПубликацииЗаконодательствоВласть игнорирует проблемы общежитий
Новости ЖКХ
18 апреля 2024 г.
16 апреля 2024 г.
09 апреля 2024 г.
05 апреля 2024 г.
04 апреля 2024 г.
03 апреля 2024 г.
01 апреля 2024 г.
19 марта 2024 г.
07 марта 2024 г.
06 марта 2024 г.
Опросы все опросы
ЧТО ПРЕПЯТСТВУЕТ ВАМ ВОВМРЕМЯ ПЛАТИТЬ ПО СЧЕТАМ ЗА УСЛУГИ ЖКХ?
Слишком высокие тарифы
Регулярное повышение квартирной платы
Низкое качество услуг или их полное отсутствие
Не соблюдение исполнителями сроков по вывозу мусора
Бездействие ЖЭКа
Ничего, я всегда вовремя плачу
Я не считаю нужным платить за коммунальные услуги

 







 

Власть игнорирует проблемы общежитий

Год назад парламент поручил Кабмину регламентировать возмещение затрат на ремонт общежитий. Правительство поступило наоборот — предложило эту норму изъять, а Минрегион обязал жителей общежитий проводить текущие ремонты за собственный счет.

В сентябре свой первый юбилей отметило Постановление Верховной Рады №1674-VII от 2 сентября 2014 года, которым утверждены рекомендации «общежитских» парламентских слушаний — о жилищных проблемах жителей общежитий и путях их разрешения. Это пространный, идеалистический документ. По сути, составители постановления исполнили роль психотерапевта: предоставили общественникам и неравнодушным законотворцам возможность «излить душу». Поэтому шансы на более-менее полное воплощение рекомендаций парламентариев изначально были невелики. 

Но вот в чем нельзя отказать Постановлению №1674-VII, так это в актуальности. Причем за год «общежитские» рекомендации не только не «выветрились», а, напротив, стали более злободневны. 

Провал ожиданий и обещаний

Не секрет, что жители общежитий давно находятся на обочине госрегулирования жилищных отношений. Приватизация жилья обошла их стороной.
 
Лишь в 2008 году Верховная Рада приняла Закон №500-VI «Об обеспечении реализации жилищных прав жителей общежитий». Однако в полной мере он не выполнен до сих пор, а большая часть жителей общежитий под действие закона не подпадает. К тому же, сам закон оставляет желать лучшего и не лишен спорных норм. 
 
В 2012 году парламент утвердил Общегосударственную целевую программу передачи общежитий в собственность территориальных общин на 2012-2015 год. В рамках программы более 1000 общежитий должны быть переведены в коммунальную собственность. Однако деньги на эти цели из госбюджета не выделяются, поэтому финал у целевой программы, судя по всему, будет как и у общегосударственной программы развития ЖКХ 2010-2014. 
 
Уже свершившийся факт и полный провал выполнения парламентских «общежитских» рекомендаций. Из более чем 100 поручений 17 различным ведомствам «сбылись» лишь несколько. В частности, Верховная Рада продлила действие моратория на отчуждение общежитий, подпадающих под действие Закона №500-VI, на 6 лет — до 2019 года. В остальном дела с обеспечением реализации жилищных прав жителей общежитий — «полный швах».

Изъять ровно усовершенствовать?

Сейчас на подступах к сессионному залу парламента находится правительственный законопроект №2434a. Кабмин одобрил его в середине июля и позиционирует как прогрессивный: избавляющий Закон №500-VI от лишних норм. 
 
Эта идея не новая. Проект, поданный в Верховную Раду, Минрегион презентовал еще в ноябре 2014 года. Тогда Министерство пояснило, что документ разработан «с целью упрощения хозяйственных отношений в жилищной сфере». В июле 2015 года, после одобрения проекта Кабмином, и правительство, и Минрегион отчитались о том, что согласно проекту «граждане, которые на законных основаниях зарегистрированы» и проживают в общежитии, «могут осуществлять за собственные средства ремонт жилых и вспомогательных помещений», а сам проект регламентирует «порядок содержания вспомогательных помещений в общежитиях и придомовых территорий».
 
 
На самом деле, все не совсем так. Точнее совсем не так. Никаких новых норм проект №2434a в «общежитское» законодательство не привносит. Право на ремонт своего жилья и вспомогательных помещений за собственные средства с согласия собственника общежития, — у обитателей общежитий есть и сейчас. Это прямо предусмотрено п.111 части первой статьи 3 Закона №500-VI, действующего с 30 сентября 2011 года — момента вступления в силу Закона №3716-VI, откорректировавшего «общежитское» законодательство. 
 
Нюанс в том, что согласно п.111 собственник общежития обязан возместить обитателю «казенного» жилья затраты, понесенные им при проведении ремонта. Соответствующий порядок возмещения Кабмин должен был утвердить до 30 декабря 2011 года. Но фактически порядка возмещения нет.
 
Похожая ситуация и с порядком содержания вспомогательных помещений общежитий. Его Кабмин также должен был утвердить (но не утвердил) так как норма о содержании вспомогательных помещений — одно из нововведений Закона №3716-VI. До его принятия профильный «общежитский» закон регламентировал лишь содержание приватизированных жилых помещений в общежитиях и содержание придомовой территории. 
 
Так вот, суть проекта №2434a сводится к тому, что он изымает из Закона «Об обеспечении реализации жилищных прав жителей общежитий» три нормы, привнесенные Законом №3716-VI, а именно п.9 и п.111 из статьи 3 и фрагмент статьи 6, регламентирующие проведение ремонтов и содержание вспомогательных помещений и придомовых «общежитских» территорий. Заодно с Кабмина снимаются обязательства по утверждению вышеназванных порядков. Проще говоря, в случае принятия проекта №2434a, выплата компенсаций за проведение ремонта для собственников общежитий перестанет быть обязанностью. Так что взаимоотношения в «общежитской» сфере правительственный проект действительно упрощает, но за счет ущемления в правах жителей общежитий. 

Собратья по несчастью

Хотя стоит признать, что жизнеспособность п.111 изначально была под вопросом. Сейчас воспользоваться правом на получение компенсации за «ремонтные хлопоты» жители общежитий не могут, потому что отсутствует утвержденный порядок. Однако даже если бы он существовал, на практике, скорей всего, ничего бы не изменилось, так как для проведения ремонта необходимо согласие собственника.
 
Как подчеркивается в пояснительной записке к проекту, консультации с чиновниками и общественниками показали, что владельцы общежитий не поддерживают компенсацию затрат за проведение ремонтов, в связи с чем реализовать на практике эту норму нельзя. Поэтому не удивительно, проект Кабмина поддержали Всеукраинский профсоюз «Захист прав» и Комитет защиты жителей общежитий Украины ВОО «СГОУ «Народна Рада».
 
Дело в том, что и принятие проекта ничего не изменит. Разработчики акцентируют внимание на том, что жители общежитий смогут заключить с владельцем гражданский договор и прописать в нем особенности проведения ремонта и возмещения затрат. Однако 19 августа 2015 года в Украине начало действовать новое Положение об общежитиях, утвержденное Приказом Минрегиона №84 от 27 апреля 2015 года. Согласно этому документу, жители общежитий обязаны обеспечивать за собственный счет проведение текущего ремонта помещения, в котором проживают. Соответственно, никаких прав на возмещение затрат за проведение текущих ремонтов жители общежитий более не имеют даже в теории. Налицо — «закручивание гаек».
 
В ранее действовавшем Типовом положении об общежитиях «образца» 1986 года, которое 12 августа 2015 года утратило силу в связи с отменой Кабмином, содержалась более мягкая норма. Обитателям общежитий также было вменено в обязанность проведение текущего ремонта жилья за свой счет, но при этом перечень ремонтных работ был исчерпывающим и состоял всего из 6 позиций: побелка, покраска, ремонт электропроводки, вставка стекол и т. п. По сути, речь шла о проведении «косметических» ремонтов. 
 
В новом Положении содержится только общая норма — о проведении текущих ремонтов, что открыло широкие возможности для произвольной трактовки, в том числе для принуждения жителей общежитий к проведению ремонтных работ, которые ранее не входили в обязательный перечень. Какие уж тут компенсации. 
 
Что же касается ремонтов «с фантазией», то есть серьезного улучшения временного жилья и ремонтов вспомогательных помещений, действующие нормы Гражданского кодекса очень близки к раскритикованному разработчиками законопроекта п.111 статьи 3 Закона №500-VI. Согласно статье 778 Гражданского кодекса улучшать предмет договора найма (аренды) можно только с согласия собственника. Однако, если улучшение уже осуществлено, наниматель получает право на возмещение стоимости необходимых затрат. Именно этот алгоритм в Законе №500-VI сейчас и прописан. Проект №2434a фактически предлагает заменить «шило на мыло». 

Для кого рекомендации?

Но более всего примечательно в проекте Кабмина и Минрегиона даже не это, а тренд в усовершенствовании «общежитского» законодательства. Постановление Верховной Рады №1674-VII содержит целых 17 рекомендаций, адресованных Кабмину. Одна из них прямо касается возмещения затрат на ремонты и порядка содержания вспомогательных помещений. Депутаты поручили правительству принять соответствующие порядки до конца 2014 года. Фактически же из всех нормотворческих поручений Кабмин выполнил лишь одно — утвердил новое положение об общежитиях, да и то почти с годичным опозданием. 
 
 
Между тем, реализация некоторых из рекомендаций действительно могла бы кардинально изменить положение жителей общежитий. В частности, среди невыполненных — поручение Кабмину до 1 декабря 2014 года разработать поправки к Общегосударственной целевой программе о передаче в коммунальную собственность общежитий, включенных в уставные капиталы предприятий в процессе приватизации. Жители общежитий этой категории в правах на жилье обделены. Под действие Закона №500-VI подпадает лишь часть из них, но даже они, как правило, не могут обзавестись собственным жильем, поскольку в рамках целевой программы в коммунальную собственность передаются лишь государственные общежития, а без такой передачи приватизировать комнаты в общежитиях невозможно.
 
Столь же актуальные проблемы — финансирование госпрограммы и легализация жителями общежитий своего статуса. Парламентарии предписали Кабмину обеспечить выделение средств из госбюджета и решить проблему выдачи ордеров жителям общежитий, так как многие из них ордеров до сих пор не имеют. 
 
Эти поручения также не выполнены. Как и предписания — обеспечить заключение собственниками договоров бессрочного найма или аренды с жителями общежитий; при подготовке госбюджета выделять средства на полноценное финансирование передачи общежитий в коммунальную собственность; а с 2015 года — и средства на восстановление документации общежитий и их капитальный ремонт. 
 
Самое печальное в этой ситуации то, что время работает против жителей общежитий. В 2011 году — на момент внесения «ремонтных» поправок, — под действие Закона №500-VI подпадало около 4 тысяч общежитий, из них более 1100 общежитий, включенных в уставные капиталы предприятий, а всего общежитий в Украине начитывалось около 9,8 тысяч. На 1 июля 2015 года под действие Закона №500-VI, по расчетам Минрегиона, подпадает 3033 общежития, в том числе 527 общежитий, включенных в уставные капиталы. На 1 января 2015 года, по данным Госстата, в Украине —7,8 тысяч общежитий. «Игра на выбывание» продолжается, а проблемы остаются.
 
Валентин Хорошун, специально для ИА «Украина Коммунальная»
 
Комментарии (0)