Рус Укр
ГлавнаяПубликацииОСМДОСМД один на один с проблемами
Новости ЖКХ
26 апреля 2024 г.
23 апреля 2024 г.
18 апреля 2024 г.
16 апреля 2024 г.
09 апреля 2024 г.
05 апреля 2024 г.
04 апреля 2024 г.
03 апреля 2024 г.
01 апреля 2024 г.
19 марта 2024 г.
Опросы все опросы
ЧТО ПРЕПЯТСТВУЕТ ВАМ ВОВМРЕМЯ ПЛАТИТЬ ПО СЧЕТАМ ЗА УСЛУГИ ЖКХ?
Слишком высокие тарифы
Регулярное повышение квартирной платы
Низкое качество услуг или их полное отсутствие
Не соблюдение исполнителями сроков по вывозу мусора
Бездействие ЖЭКа
Ничего, я всегда вовремя плачу
Я не считаю нужным платить за коммунальные услуги

 







 

ОСМД один на один с проблемами

Требования к властям ОСМД представили вчера в ходе IV Всеукраинского форума ОСМД во Львове. Впрочем, свои условия объединения выставляют уже не первый год. Однако их полного выполнения до сих пор не удалось добиться.

Украинские ОСМД подготовили перечень требований к правительству и парламенту, выполнение которых урегулирует спорные нормы в законодательстве, обеспечит принятие новых законов, регламентирующих деятельность жилищных кондоминиумов в стране, разрешит конфликтные ситуации объединений с естественными монополистами, а также закрепит права совладельцев домов на земельные участки и придомовые территории. Свои условия ОСМД представили вчера в ходе IV Всеукраинского форума ОСМД во Львове. Впрочем, требования к властям украинские объединения выставляют уже не первый год. Однако их полного выполнения до сих пор не удалось добиться.

Обмен сомнительными любезностями

IV Всеукраинский форум ОСМД (медиа-партнером является ИА «Украина Коммунальная») вчера традиционно открывали организаторы. Так, заместитель Министра регионального развития, строительства ЖКХ Андрей Белоусов заявил, что для ведомства вопрос создания объединений совладельцев многоквартирных домов является приоритетным и пообещал «активно сотрудничать с представителями ОСМД в решении проблемных вопросов, прислушиваться к их позиции».

В необходимости совместной работы уверен и мэр Львова Андрей Садовый: «Мы довольно быстро вышли на определенный уровень количества ОСМД. Сейчас этот процесс не имеет такой большой динамики. Почему? Очень часто власть много говорит, что будет помогать, содействовать, но потом появляются проблемы и приоритеты. Я всегда стараюсь стать на сторону ОСМД, хотя это не просто». Примечательно, что передовые позиции Львова в вопросе развития и ОСМД отметил и господин Белоусов: «Львов впереди других городов по созданию ОСМД».

Казалось бы праздничную часть мероприятия можно считать завершенной. Однако именно она заставляет усомниться в правдивости слов чиновников, а дальнейшая дискуссия ОСМД и представителей власти свидетельствует о полном отсутствии взаимопонимания и конструктивного диалога между сторонами.

Причиной для сомнений «У.К.» в достоверности сказанного стали многочисленные высказывания в кулуарах Форума представителей львовских ОСМД о том, что местные власти не содействуют развитию жилищных кондоминиумов в городе. Да и заявления замминистра Андрея Белоусова по поводу высоких показателей львовян по созданию институций эффективных собственников вызывают сомнения. По данным Минрегиона, лидирующие позиции как раз занимают Тернополь, Черновцы, Донецк, Херсон, а затем уже Львов.

4 - ый Формум ОСББ

Список невыполненых требований

К рассмотрению 170 зарегистрированных делегатов форума предложен проект резолюции, которая должна быть принята большинством голосов сегодня. Ежегодное принятие итогового документа является традиционным для делегатов Всеукраинского форума ОСМД и представляет собой перечень требований ОСМД к Верховной Раде, Кабинету Министров, Антимонопольному Комитету, Нацкомиссии, осуществляющей госрегулирование в сфере коммунальных услуг.

Согласно проекту резолюции IV Форума («У.К.» располагает копией), представители ОСМД просят парламентариев отозвать законопроекты, предполагающие переименование объединений в жилищные товарищества, закрепить в Гражданском и Земельном Кодексах право общей совместной собственности совладельцев многоквартирных домов на земельный участок и придомовые территории.

Читайте также: ОСМД нашли альтернативу

К правительству украинские ОСМД обратились с просьбой поддержать проект закона «Об особенностях права собственности в многоквартирном доме», урегулировать вопросы предоставления объединениям льгот и субсидий на возмещение затрат по содержанию и обслуживанию придомовых территории и домов, разработать порядок оформления придомовых территорий, выделить 100 млн грн госбюджетных средств на льготное кредитование юрлиц (в том числе ОСМД).

Отдельного внимания заслуживают требования ОСМД к Нацкомуслуг, Минрегиону и АМКУ. В частности, представители жилищных кондоминиумов просят ведомства разъяснить предприятиям - естественным монополистам, кто является исполнителем услуг по централизованному отоплению, холодному и горячему водоснабжению, а также уточнить порядок формирования тарифов на эти услуги.

Необходимость четких разграничений ответственности производителей, исполнителей и потребителей коммунальных услуг вызвана тем, что местные власти, ссылаясь на распоряжение отраслевого регулятора – Нацкомуслуг, обязывают украинские ОСМД заключать договора с теплогенерирующими предприятиями и водоканалами (производителями услуг), согласно которым объединения жильцов становятся исполнителями или поставщиками услуг.

О такой схеме, которую «заставляют местные власти реализовать», заявила, в частности, представитель криворожского ОСМД в ходе дискуссии. С аналогичной критикой и требованиями урегулировать ситуацию обратилась к замдиректора департамента регулирования отношений, инвестиционной политики и техразвития в сфере теплоснабжения Нацкомиссии Виктору Пегете заместитель председателя Нацрады по развитию ОСМД при Кабмине Екатерина Чижик. По ее словам, согласно законодательству, объединения не являются исполнителями услуг, но их заставляют брать на себя не свойственные природе ОСМД функции и обязательства. Впрочем, предоставить однозначный ответ господину Пегете вчера так и не удалось.

Кроме того, ОСМД заявляют, что представители Нацкомуслуг не намерены участвовать в разрешении сложившейся проблемы, игнорируют обращения объединений и не являются на заседания Нацрады по развитию ОСМД («У.К.» - глава Комиссии Валерий Саратов является членом Нацрады). Впрочем, по данным Нацкомуслуг, на заседаниях представители регулятора все же присутствуют. В ведомстве «У.К.» подтвердили, что в последнем заседании Нацрады от 3 октября, прошедшем в Киеве, и в заседании 13-15 июня в Луцке принимал участие замдиректор Департамента стратегического планирования и развития в сфере коммунальных услуг Алексей Корчмит. «Представитель Нацкомуслуг участвует во всех заседаниях Нацрады по развитию ОСМД», - сообщил «У.К.» руководитель пресс-службы регулятора Иван Толкачев.

4-ый Форум ОСББ

Закон суров, но – это закон

Попробуем разобраться самостоятельно. Согласно ч. 4, ст. 4 закона «Об ОСМД», основной деятельностью объединения является «реализация прав собственников помещений на владение и пользование общим имуществом членов объединения». Вместе с тем, согласно п. 2.2 типового статута ОСМД (утвержден министерским приказом), «объединение содействует членам в получении жилищно-коммунальных и других услуг». Субъекты хоздеятельности, которые являются производителями и исполнителями услуг ЖКХ, определены законом «О жилищно-коммунальных услугах». И, согласно, п.4 ст. 19 закона ОСМД (балансодержатель или/и управитель), в зависимости от гражданско-правовых договоров, «могут быть потребителями, производителями и исполнителями услуг».

Нечеткость этой нормы и создает юридическую коллизию, на основании которой, по словам представителей ОСМД, местные власти и коммунальные предприятия, являющиеся производителями услуг, инициируют подписание договоров, согласно которым ОСМД становится исполнителем услуги.

Вместе с тем, внесение изменений в законодательство не в ходит в сферу компетенции отраслевого регулятора, поскольку Комиссия не является субъектом законодательной инициативы. А согласно законодательству, в случае, если ОСМД не определилось с исполнителем услуги, его статус определяют либо обращением в местные органы власти, либо на договорных условиях с водо- и теплоснабжающими предприятиями. При этом, регулятор устанавливают тарифы, действующие «до стены дома», условно, до момента, когда ресурс заходит во внутридомовые сети. Из-за погрешностей и разных классов точности подомовых и поквартирных приборов учета, образуется разница, финансовые обязательства за которую не намерены нести ОСМД (а они будут вынуждены, если станут исполнителями услуг), ни поставщики ресурсов (в случае, если для них не определен статус исполнителя).

Таким образом, очевидно, что проблемы ОСМД нуждаются в серьезном законодательном урегулировании, которое будет эффективным только при наличии диалога между властями и ОСМД. Однако, как показали результаты первого для Форума, консенсусных решений пока ожидать не приходится.

 
Комментарии (0)