Рус Укр
ГлавнаяПубликацииЗаконодательствоУправление жильем: за все заплатят собственники квартир
Новости ЖКХ
19 марта 2024 г.
07 марта 2024 г.
06 марта 2024 г.
04 марта 2024 г.
01 марта 2024 г.
29 февраля 2024 г.
28 февраля 2024 г.
23 февраля 2024 г.
21 февраля 2024 г.
Опросы все опросы
ЧТО ПРЕПЯТСТВУЕТ ВАМ ВОВМРЕМЯ ПЛАТИТЬ ПО СЧЕТАМ ЗА УСЛУГИ ЖКХ?
Слишком высокие тарифы
Регулярное повышение квартирной платы
Низкое качество услуг или их полное отсутствие
Не соблюдение исполнителями сроков по вывозу мусора
Бездействие ЖЭКа
Ничего, я всегда вовремя плачу
Я не считаю нужным платить за коммунальные услуги

 







 

Управление жильем: за все заплатят собственники квартир

Освобождение государства и балансодержателей от капремонта многоэтажек — лишь начало глобальной реорганизации отношений в сфере управления жильем. На очереди — наделение жильцов правом восстановления техдокументации на такие дома за собственный счет.

Минрегион подготовил пакет из четырех документов, призванных залатать нормативные дыры в законодательстве об управлении многоэтажками. Как известно, в Украине уже три месяца действует Закон №417-VIII «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме». Но вот с подзаконной нормативной базой — беда. Поскольку Закон кардинально изменил условия деятельности ОСМД и систему управления многоэтажками в целом, ряд действующих приказов и постановлений вошел в диссонанс с нововведениями. В частности, «отстал от поезда» Типовой устав ОСМД, на который в регламентации своей уставной деятельности должны равняться все объединения совладельцев. В нем по-прежнему прописана система принятия решений членами ОСМД. Это явный анахронизм, ведь членство в объединениях упразднено.

Правда, Закон предписал Кабмину до 1 июля разработать порядок списания многоэтажек с государственных, ведомственных и коммунальных балансов, а до 2016 года — обеспечить внесение в законодательство всех необходимых поправок. 
 
С первым поручением Кабмин не справился, но шансы на корректировку подзаконной нормативной базы в установленные срок еще остаются.
 
Хоть и с небольшим опозданием, ситуация с мертвой точки сдвинулась.
 
За последние два месяца Минрегион презентовал два корректировочных проекта постановления Кабмина и два ведомственных проекта приказа.

С баланса — в свободное плавание

Самым неоднозначным из всех обнародованных Министерством проектов как раз Порядок списания с баланса многоквартирных домов. Необходимость в принятии этого документа обусловлена тем, что Закон №417-VIII «обнулил» требования о содержании домов на балансе. Соответствующая статья из Закона «О ОСМД» полностью изъята, равно как и понятие о балансодержателях. 
 
Постановление Кабмина о списании домов с баланса должно подвести черту под «эпохой балансодержателей» и связанными с ней проблемами — волокитой, конфликтами, ущемлением совладельцев квартир в праве на создание ОСМД и т. п. 
 
Согласно проекту постановления балансодержатели смогут списывать дома без особых проблем. Причем документ содержит императивную норму — с момента вступления его в силу все многоэтажки, находящиеся в ведении балансодержателей, подлежат списанию. Правда, есть одно серьезное но. Дома, в которых есть неприватизированные квартиры или «бесхозные» помещения — не пребывающие в частной, государственной или коммунальной собственности, списать с баланса можно будет лишь после завершения приватизации/передачи в собственность. 
 
В остальном процедура списания, прописанная в проекте, проста. Более того, балансодержатель может ее выполнить самостоятельно — без привлечения владельцев жилья. Для этого ему достаточно «сообразить на троих» — издать приказ о списании и создать комиссию. Комиссия осматривает дом, фиксирует его техническое состояние, составляет акт о списании по специальной форме. Вот и вся процедура.
 
После подписания акта членами комиссии и утверждения его балансодержателем дом будет считаться списанным. Дополнительное требование Минрегион в своем проекте установил лишь для балансодержателей, которые входят в сферу управления какого-либо субъекта. Например, горсовета. В этом случае процедура списания с баланса будет считаться завершенной после согласования акта списания с вышестоящей организацией. 

Повесть без конца

Специфика проекта постановления Кабмина в мягкости формулировок. По сути, документ лишь дает отмашку списанию домов. Никаких сроков «избавления» многоэтажек от балансодержателей документ не содержит. Поэтому существует риск, что процесс списания домов может растянуться на неопределенное время. Особенно если учесть, что жителям многоэтажек и сейчас далеко не всегда удается найти общий язык с балансодержателями. А поскольку статус этот — «хлебный», не исключено, что в списании домов многие из них не будут сильно усердствовать.
 
 
Похожая ситуация и с регламентацией деятельности комиссий по списанию домов. Проект постановления наделяет балансодержателей правом включения в состав комиссий уполномоченных представителей собственников квартир и нежилых помещений. Но поскольку это право, а не обязанность балансодержателя, на практике все будет зависеть от его доброй воли. При отсутствии таковой балансодержатель может даже не уведомлять владельцев жилья о списании дома. 
 
В идеале в постановлении Кабмина можно было бы прописать и четкие сроки списания, и обязательное привлечение совладельцев жилья к составлению акта, во избежание чудесного преображения «на бумаге» — то есть в актах списания, — ветхих и аварийных домов в ухоженные, отремонтированные строения. 
 
Поскольку главная цель упразднения балансодержателей — облегчить владельцам жилья доступ к управлению домом (будь то создание ОСМД или избрание управляющего), внесение подобных поправок в процедуру списания домов было бы логичным.

Документы — стоп-фактор

Однако самое узкое место порядка списания, предложенного Минрегионом, — не в его лояльности к балансодержателям, а в том, что он устанавливает столь же мягкие требования относительно технической документации. 
 
В проекте лишь упоминается о том, что акт о списании дома может составляться с использованием имеющейся у балансодержателя техдокументации — материалов технической инвентаризации, дефектных ведомостей и т. п. То есть, опять-таки, это не обязанность, а право балансодержателя. Получается, что при желании он сможет обойтись и без технической документации.
 
Проблема в том, что и на уровне законов вопросы обеспечения технической документацией представителей совладельцев жилья — членов ОСМД или управляющих, — урегулированы недостаточно полно и жестко.
 
Как известно, у многих домов, особенно старой застройки, техдокументации нет. Это одна из причин пробуксовки ОСМД-изации многоквартирного жилфонда. Восстановление или изготовление документов «с чистого листа» — мероприятие не из дешевых, а по закону в ответе за все — балансодержатели. Понятно, что тратиться на документы многие из них не имеют возможности или желания. Отсюда и конфликты. 
 
Сейчас списать дом с баланса нельзя, можно лишь передать его с баланса на баланс, а именно — на баланс ОСМД. Эта процедура регламентирована Постановлением Кабмина №1521 от 11 октября 2002 года, согласно которому передача жилого комплекса или его части с баланса на баланс должна проводиться вместе с планом земельного участка, техническим паспортом дома и всей техдокументацией — в двухмесячный срок с момента обращения ОСМД. Если документация отсутствует, балансодержатель обязан изготовить ее за свой счет. Но вот сроки восстановления документов до недавнего времени регламентированы не были. Потому они зачастую и растягиваются до бесконечности.

Шаг вперед, два шага на месте

Закон №417-VIII эту брешь устранил, но только для организаторов ОСМД. С 1 июля в Украине действует норма, согласно которой при отсутствии технической документации на дом ее за свой счет должен восстановить экс-балансодержатель или экс-управляющий — в полугодичный срок. Кроме того, передача вновь созданному ОСМД всей технической документации, техпаспорта, планов инженерных сетей — теперь «самодостаточная» обязанность балансодержателя. ОСМД даже не обязательно обращаться к балансодержателю с просьбой о предоставлении документов. По закону он должен предоставить их сам — на «блюдечке» и в трехмесячный срок. 
 
Это несомненный прогресс в законодательном регулировании. Хотя к революции во взаимоотношениях между ОСМД и балансодержателями нововведения вряд ли приведут. Во-первых, норму о передаче домов на баланс объединений вместе с технической документацией Кабмин утвердил еще 13 лет назад, но проблемы это так и не решило. Во-вторых, несмотря на четкую регламентацию, законодательство так и осталось «беззубым» — никакой ответственности за непредоставление технической документации на многоэтажки действующим законодательством не предусмотрено. В этом плане Закон «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме» ничего не изменил, хотя прецеденты введения административной ответственности за уклонение от передачи документов на многоквартирный дом на постсоветском пространстве уже есть. Например, в России с мая прошлого года предприятиям-уклонистам грозит штраф до 200 тыс. рублей (почти 3 тыс. долл.). К сожалению, украинские законотворцы о введении подобных штрафов даже не помышляют. 
 
 
Правда, совладельцы квартир, ущемленные в правах, по истечении установленных законом сроков, могут обратиться в суд. Благо, победа в подобных спорах, теперь практически гарантирована, и суд может обязать балансодержателя предоставить или восстановить документацию. Но, учитывая специфику украинской судебной и исполнительной систем, даже в этом случае процесс «выколачивания» документов может растянуться на годы. 
 
Впрочем, об ОСМД разработчики Закона №417-VIII хотя бы четко «замолвили слово». Домам, где объединений нет, повезло еще меньше. Они тоже упоминаются в Законе: в случае смены формы управления многоэтажкой балансодержатель или экс-управляющий должны передать всю предусмотренную законодательством документацию новому управляющему. Но пока это сугубо декларативная норма, так как ни порядок, ни сроки процедуры передачи документов в законе не прописаны. Эксперты пытались обратить на это внимание депутатов и «достучаться» до них еще на стадии принятия Закона №417-VIII, но безуспешно.
 
А так как в большинстве многоэтажек ОСМД нет, и вряд ли будут созданы в ближайший год, можно констатировать, что в целом ситуация почти не изменилась. О восстановлении технической документации за счет балансодержателей жителям многих домов и в будущем, скорей всего, можно будет лишь мечтать. 
 
Проект списания домов с баланса в предложенной редакции лишь усугубляет ситуацию. Как минимум, в нем нужно было бы прописать, что при составлении акта списания использование технической документации обязательно, а в случае отсутствия таковой — обязательно ее предварительное восстановление. 
 
В противном случае, неизбежны эксцессы, когда списываться будут дома без документов. А поскольку главная идея Закона №417-VIII состоит в переложении ответственности на совладельцев жилья, крайними в этой ситуации могут оказаться именно они. Ведь документы рано или поздно им понадобятся, и тогда, несмотря на формально действующую «охранную» норму закона, действовать придется как настоящим собственникам — по своей инициативе и за свой счет. 
 
Валентин Хорошун, специально для ИА «Украина Коммунальная»
 
Комментарии (2)
I am3
29 сентября 2015 г. 11:32
страшно жить
Владимир2
29 сентября 2015 г. 14:28
Все уже привыкли , так что это норма ...