Рус Укр
ГлавнаяПубликацииЗаконодательство Капремонты многоэтажек «отфутболивают» к государству
Новости ЖКХ
23 апреля 2024 г.
18 апреля 2024 г.
16 апреля 2024 г.
09 апреля 2024 г.
05 апреля 2024 г.
04 апреля 2024 г.
03 апреля 2024 г.
01 апреля 2024 г.
19 марта 2024 г.
07 марта 2024 г.
Опросы все опросы
ЧТО ПРЕПЯТСТВУЕТ ВАМ ВОВМРЕМЯ ПЛАТИТЬ ПО СЧЕТАМ ЗА УСЛУГИ ЖКХ?
Слишком высокие тарифы
Регулярное повышение квартирной платы
Низкое качество услуг или их полное отсутствие
Не соблюдение исполнителями сроков по вывозу мусора
Бездействие ЖЭКа
Ничего, я всегда вовремя плачу
Я не считаю нужным платить за коммунальные услуги

 







 

Капремонты многоэтажек «отфутболивают» к государству

С июля в Украине был изменен принцип управления многоквартирными домами – их содержание полностью переложили на жильцов. Однако, к новым правам и обязанностям собственникам квартир привыкать рано. У нардепов есть сомнения относительно некоторых норм.

В июле текущего года в Украине вступил в силу Закон №417-VIII «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме». 

По убеждению парламентариев, он начнет в Украине новую эпоху управления многоэтажками, в которой главная управляющая и исполнительная роль будет отводиться их жителям. «Этот Закон откроет возможности для развития рынка управления жильем, для проведения комплексной термомодернизации зданий, и вообще он позволит нашим владельцам реально стать хозяевами своего жилья» - заявляла с трибуны Верховной Рады в день принятия Закона заместитель председателя Комитета Верховной Рады по вопросам строительства, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства Алена Бабак.
 
В частности, документом определены особенности осуществления права собственности в многоквартирном доме, регулируются правовые, организационные и экономические отношения, связанные с реализацией прав и выполнением обязанностей совладельцев многоквартирного дома относительно его содержания и управления.
 
Так, совладельцы многоквартирного дома получили право: 
 
- свободно пользоваться общим имуществом многоквартирного дома;
- участвовать в управлении многоквартирным домом лично или через представителя;
- получать информацию о техническом состоянии общего имущества многоквартирного дома, условия его содержания и эксплуатации, расходы на содержание общего имущества;
- безвозмездно получать информацию о субъектах права собственности на все квартиры и нежилые помещения в многоквартирном доме и площадь таких квартир и помещений в порядке и пределах определенных Законом.
 
Наряду с этим их и наделили новыми обязанностями: 
 
- обеспечивать надлежащее содержание и надлежащее санитарное, противопожарное и техническое состояние общего имущества многоквартирного дома;
- обеспечивать техническое обслуживание и в случае необходимости проведения текущего и капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома;
- обеспечивать текущий осмотр и периодическое обследование принятого в эксплуатацию дома в течение всего жизненного цикла дома и нести ответственность за ненадлежащую эксплуатацию согласно закону.
 
Примечательно, до вступления в действие Закона №417-VIII значительная часть этих обязанностей была возложена на балансодержателя. К примеру, в предыдущей версии Закона «Об ОСМД», содержалась норма об участии бывшего собственника в капитальном ремонте до передачи дома ОСМД. Сейчас такое положение исключено. Это послужило поводом для заявлений, будто новый реформаторский закон - ничто иное как перевод ответственности за аварийный жилой фонд на жильцов многоквартирных домов. «Следствием такой передачи может быть уничтожение самих домов», - утверждают противники законодательного акта. 
 
 
Основания для подобных опасений, конечно, есть - в случае, когда совладельцы многоквартирного дома не будут иметь достаточных финансовых ресурсов на капитальные и текущие ремонты, содержание надлежащего состояния дома. И они вполне могут стать реальностью, хотя и не в ближайшее время. 
 
По данным Государственной службы статистики, на 1 января 2015 года в Украине количество ветхих и аварийных домов составляла 59,2 тыс. единиц, в которых проживало 89,7 тыс. лиц. Немалое количество из этого числа - люди пенсионного возраста, уровень доходов которых часто желает лучшего. Понятно, что даже при средних доходах в 3,5 тыс. грн. на лицо, финансировать капитальные ремонты и содержание домов в десятки тысяч гривен, совладельцам жилья будет трудно. Особенно в эпоху экономического кризиса, постоянных повышений тарифов на коммунальные услуги, а также недостаточного осознания собственной ответственности за весь многоквартирный дом.
 
При этом, стоит заметить, что до просмотра ответственности за содержание многоквартирных домов капитальные ремонты в них не проводились часто. «Сегодня ни один нормативный документ не говорит о том, что государство или органы местного самоуправления финансируют частное из своего бюджета... Дома разрушаются и ЖЭКи не имеют законодательных оснований в финансировании капитальных работ в домах. Чем дальше мы будем эту ситуацию замораживать, тем дальше у нас будет развиваться негативная ситуация в государстве» - оппонирует Алена Бабак, и, безусловно, также имеет рацию.
 
Тем не менее, в Верховной Раде множатся законопроекты, призванные урегулировать вопросы финансирования капитальных ремонтов многоквартирных домов. Так, на днях группой народных депутатов от «Блока Петра Порошенко» был зарегистрирован проект Закона №3332 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно финансирования капитальных ремонтов многоквартирных домов». 
 
Согласно пояснительной записке, этим документом предусматривается решение соответствующего вопроса путем обеспечения осуществления капитальных ремонтов многоэтажек на условиях софинансирования. В частности, нардепы предлагают внести изменения в Жилищный кодекс Украинской ССР, Закона Украины «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме» и Закон Украины «О приватизации государственного жилищного фонда» в части обеспечения капитальных ремонтов на условиях софинансирования из Государственного бюджета Украины и соответствующих местных бюджетов в порядке, утвержденном Кабинетом Министров.
 
 
При этом отмечается, что размер расходов государственного бюджета на финансирование капитальных ремонтов многоквартирных квартир будет зависеть не только от порядка финансирования, утвержденного правительством, но и объемов международной технической помощи, которая также будет привлечена для решения этого вопроса.
 
В случае одобрения парламентом, нормы законопроекта №3332 вступят в силу с 1 января 2016 года.
 
К слову, это вторая депутатская инициатива, направленная на решение вопроса финансирования капитальных ремонтов многоэтажек. На сегодня под куполом Верховной Рады томится еще один проект Закона - №2456а «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно особенностей осуществления права собственности в многоквартирном доме». Его разработчиками являются народные депутаты от «Оппозиционного блока».
 
В отличие от предыдущего законодательного акта, в проекте №2456а предполагается лишь пропись права общины и местного совета направлять бюджетные деньги общины на капитальные и сложные инженерные ремонты бывшего муниципального жилого фонда.
 
Итак, что ждет в будущем жилой фонд Украины – уничтожение, сознательное хозяйствования совладельцев многоквартирных домов или государственная опека? – пока сказать трудно. Похоже, ответственность за капитальный ремонт многоэтажек просто разыгрывается народными избранниками, как мяч на футбольном поле.
 
Анастасия Люк
 
Комментарии (0)