Рус Укр
ГлавнаяПубликацииЗаконодательствоМногоэтажки: ящик Пандоры открыт
Новости ЖКХ
19 марта 2024 г.
07 марта 2024 г.
06 марта 2024 г.
04 марта 2024 г.
01 марта 2024 г.
29 февраля 2024 г.
28 февраля 2024 г.
23 февраля 2024 г.
21 февраля 2024 г.
Опросы все опросы
ЧТО ПРЕПЯТСТВУЕТ ВАМ ВОВМРЕМЯ ПЛАТИТЬ ПО СЧЕТАМ ЗА УСЛУГИ ЖКХ?
Слишком высокие тарифы
Регулярное повышение квартирной платы
Низкое качество услуг или их полное отсутствие
Не соблюдение исполнителями сроков по вывозу мусора
Бездействие ЖЭКа
Ничего, я всегда вовремя плачу
Я не считаю нужным платить за коммунальные услуги

 







 

Многоэтажки: ящик Пандоры открыт

Чуда не случилось. Закон - «убийца ЖЭКов» вступил в силу. Права у владельцев квартир в многоэтажках расширены в основном на бумаге, зато обязанностей у них теперь — намного больше, — и ответственности тоже.

Уже неделю в Украине должен действовать кабминовский порядок списания многоэтажек с баланса ЖЭКов, ведомств, муниципалитетов и т. п. Как минимум, - существовать проект соответствующего правительственного постановления. Это прямо предусмотрено Законом №417-VIII «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме». Его заключительные положения предписывали Кабмину разработать до 1 июля порядок списания с баланса многоэтажек — министерствами, центральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и госпредприятиями. Дата, установленная для разработки порядка списания, не случайна: 1 июля вступил в силу сам Закон №417-VIII, широко разрекламированный как «убийца ЖЭКов» и «ларец» невиданных возможностей самоуправления многоквартирным жильем. 

Реальность оказалась не столь радужной. Порядка списания домов с баланса нет до сих пор. Проекта постановления Кабмина — тоже. Конечно, несоблюдением установленных или заявленных сроков корректировки законодательства в Украине никого не удивишь.
 
Однако в случае с Законом №417-VIII — ситуация особая. Его заключительные положения предписывают правительству привести все законодательство в соответствие с новыми правилами управления многоэтажками за полгода - до 1 февраля 2016 года. Запаздывание с разработкой порядка списания домов с баланса — симптом тревожный, особенно если учесть, что сроки сам же Кабмин и установил, поскольку Закон №417-VIII принят с его подачи.
Есть все основания полагать, что приведение законодательства в соответствие с новыми реалиями затянется на неопределенное время. Закон «Об ОСМД» переписан практически набело, а новые правила управления многоэтажками слабо гармонируют с прежними. Это значит, что корректировке подлежит целый пласт нормативов — от Правил содержания жилых домов и придомовых территорий до типового устава ОСМД. 
 
Так что вместо обещанного правительством создания «условий для эффективной эксплуатации и содержания общего имущества многоквартирных домов» жители многоэтажек «на выходе» получили противоречивые нормы и на неопределенное время. Как следствие, вместо ранее существовавших проблем, — от которых жителей многоэтажек Закон №417-VIII избавил, — им нужно решать новые. Достаточно упомянуть, что 1 июля уставы всех украинских ОСМД, мягко говоря, устарели. Теперь нельзя ни стать членом ОСМД, ни прекратить членство в объединении, поскольку институт членства упразднен. И хотя в Законе оговорено, что уставы ОСМД продолжают действовать в части, не противоречащей новым правилам, в полной мере это не решило проблемы. Фактически объединения поставлены на «автопилот» — режим деятельности без проведения общих собраний, так как проведение их с соблюдением требований действующих уставов невозможно (из-за упразднения членства), а привести уставы в соответствие с новыми требованиями пока нельзя (Закон «Об ОСМД» по прежнему требует, чтобы объединения принимали уставы в соответствии с Типовым уставом, который пока оперирует понятием членства). 

Государство «умыло руки»

Но хуже всего даже не то, что Закон №417-VIII породил новые коллизии и в полную силу заработает лишь после основательной корректировки законодательства, которая может растянуться на годы или даже десятилетия — до принятия новых законов и правил. А то, что Закон выписан в лучших традициях сказки о вершках и корешках. При этом роль медведя в нем отведена жителям многоэтажек. Формально перед ними теперь открыты новые возможности — самостоятельного управления домом, упрощенный и улучшенный порядок создания ОСМД. Однако, в довесок к этому, владельцы квартир некоторых важных прав лишены, а обязанностей у них с 1 июля, напротив, стало больше. 
 
 
По сути, государство «умыло руки» — полностью отказалось от участия в содержании многоквартирного жилого фонда и взвалило эту нелегкую ношу на плечи жителей многоэтажек, не предусмотрев никаких компенсаторов. В эру «эффективного управления» многоэтажками многие владельцы квартир вступили с такими же пустыми карманами, как и ранее. Более того, с учетом нешуточного роста тарифов, количество граждан, для которых оплата коммунальных услуг превратилась в сверхзадачу, лишь увеличилось. И вовсе не факт, что их затраты на коммуналку после «изгнания» ЖЭКов уменьшаться. А вот многократное повышение затрат на содержание дома Закон №417-VIII жителям квартир гарантирует. 

Ремонт — на совести владельцев

До 1 июля Закон «Об ОСМД» содержал норму об участии бывшего собственника в первом капитальном ремонте до передачи дома объединению совладельцев. Проще говоря, государство обещало учредителям ОСМД передавать им дома в нормальном, отремонтированном состоянии. На практике, правда, это требование не выполнялось, но у владельцев квартир (в первую очередь — в старых домах) было хотя бы право на получение в управление капитально отремонтированного дома. Отныне у них такого права нет. 
 
В связи с чем возникает закономерный вопрос: что выиграли от вступления в силу Закона №417-VIII жители ветхих и аварийных домов? По данным Госстата, на 1 января 2015 года в Украине таких домов насчитывалось 59,2 тысячи, а ютились в них — почти 90 тыс. человек. Без капремонта такое жилье сродни карточному домику — может развалиться в любой момент. Только теперь это уже — полностью на совести совладельцев дома.
 
И то, что ранее ситуация была не намного лучше — дома под управлением ЖЭКов ветшали, разрушались и пребывали в вечном ожидании ремонтов, — слабое утешение. Налицо явная диспропорция. С одной стороны государство сняло с себя всяческую ответственность за состояние жилого фонда, а с другой — «по привычке» забыло повысить размеры доходов населения и социальной защиты до уровня, достаточного для нормального содержания жилья. 

Бедных под санкции?

Но и это не все. Отдельной статьей Закона №417-VIII установлены обязанности владельцев жилья в многоэтажном доме. В частности, Закон содержит четкую норму о том, что каждый совладелец несет ответственность за ненадлежащую эксплуатацию многоэтажки «на протяжении всего жизненного цикла дома», а на каждого владельца квартиры — возложены обязательства по надлежащему текущему и капитальным ремонтам общего имущества многоквартирного дома. 
 
«Фокус» в том, что периодичность проведения текущих и капитальных ремонтов тоже четко регламентирована. Это значит, что все жители многоэтажек теперь живут «под статьей». За нарушение установленных сроков ремонтов к ним могут быть применены санкции независимо от причины несоблюдения норматива. В первую очередь, это касается неимущих слоев населения. Например, в доме старой застройки, в котором проживают преимущественно пенсионеры, теперь все владельцы квартир — потенциальные нарушители, так как капитальный ремонт в таких домах нужно было провести «еще вчера», а осилить его проведение без помощи государства они вряд ли смогут. 
 
 
Правда, в Украине продолжает действовать Порядок участия в организации и финансировании ремонта приватизированных жилых домов их бывших собственников, утвержденный Постановлением Кабмина №572 1992 года. Согласно этому документу, если в доме приватизированы все квартиры, экс-собственник обязан профинансировать первый капитальный ремонт дома после приватизации жилья, если часть квартир не приватизирована — участвовать во всех ремонтах и оплачивать ремонт неприватизированной части дома. Но этот Порядок тоже скорее мертв, чем жив, так что на него большие надежды питать не стоит. 
 
А вот ужесточение требований к владельцам квартир — факт непреложный. Раньше Закон «Об ОСМД» требования об участии в ремонтах предъявлял лишь к членам ОСМД, теперь — ко всем совладельцам дома. 

Конституции вопреки

В довершение ко всему, 1 июля в жилищно-коммунальной сфере фактически произошел антиконституционный переворот, ведь целый ряд положений Закона №417-VIII прямо противоречит Конституции. Главное юридическое управление парламента акцентировало на этом внимание законотворцев еще на стадии прохождения проекта. В частности, противоречат Конституции: требование об указании персональной информации в протоколе собрания совладельцев; норма о бесплатной передаче совладельцам земли под домом в собственность и в постоянное пользование (которая в предложенном виде совсем не «дружит» с принципом верховенства права); норма о голосовании «метрами» — распределении голосов пропорционально площади помещений, находящихся в собственности совладельцев; регламентация управления домом без четкого установления порядка и срока передачи технической документации «из рук в руки», условий ее хранения, без четкого порядка и условий хранения протоколов собраний совладельцев; игнорирование принципа добровольности при управлении многоэтажкой и т. п. 
 
Тем не менее, Закон принят и вступил в силу. И что печальней всего: возможности жить как прежде, владельцам жилья, не желающим создавать ОСМД, он не оставил. По сути, с 1 июля в управлении многоэтажками действует «коммунальный колхоз», а внедрение новой модели управления проведено в духе принудительной коллективизации в СССР. 
 
Вместе с тем, в действующем виде Закон №417-VIII мало пригоден к практическому применению. ОСМД, не имеющее членов, но имеющее статус юрлица — нонсенс. Режим принятия решений на общих собраниях совладельцев без четкого определения правовой природы этого субъекта управления тоже достоин Кунсткамеры. Можно ли обжаловать решение, принятое на таком собрании, может ли само собрание обратиться в суд, сегодня никому не ведомо. 
 
Даже в таком, казалось бы, простом вопросе, как снятие с баланса многоэтажек, есть свои нюансы. В Павлограде, например, из 774 многоквартирных домов, паспорта имеются лишь у 549, так что город к передаче многоэтажек совладельцам не готов. В Одессе технических паспортов не имеет около 30% жилья, находящегося в коммунальной собственности. Похожая ситуация и в других городах. 
 
Кто может гарантировать, что управляющие не «узурпируют власть» над многоэтажками, как это произошло в России; что владельцы придомовых кафе и магазинов не окажутся в преимущественном положении по сравнению с обычными владельцами квартир; что письменные опросы не станут использоваться в незаконных схемах?
 
Впрочем, чего еще ожидать от закона, рожденного в недрах правительства Азарова? Власть сменилась, первоначальный проект существенно переработан, но направленность осталась неизменной — государство в стороне, а «банкет» должны оплатить обычные владельцы квартир. 
 
Валентин Хорошун, специально для ИА «Украина Коммунальная»

Реклама: Любую одежду можно разнообразить различного рода украшениями. Вашему вниманию представлены ювелирные изделия. Более детально ознакомиться с разнообразием ассортимента можно на сайте goldax.ru. Милые девушки, подберите украшение и дарите радость окружающим.

 
Комментарии (0)