Рус Укр
ГлавнаяПубликацииОСМДПрава и обязанности украинских ОСМД
Новости ЖКХ
23 апреля 2024 г.
18 апреля 2024 г.
16 апреля 2024 г.
09 апреля 2024 г.
05 апреля 2024 г.
04 апреля 2024 г.
03 апреля 2024 г.
01 апреля 2024 г.
19 марта 2024 г.
07 марта 2024 г.
Опросы все опросы
ЧТО ПРЕПЯТСТВУЕТ ВАМ ВОВМРЕМЯ ПЛАТИТЬ ПО СЧЕТАМ ЗА УСЛУГИ ЖКХ?
Слишком высокие тарифы
Регулярное повышение квартирной платы
Низкое качество услуг или их полное отсутствие
Не соблюдение исполнителями сроков по вывозу мусора
Бездействие ЖЭКа
Ничего, я всегда вовремя плачу
Я не считаю нужным платить за коммунальные услуги

 







 

Права и обязанности украинских ОСМД

Создание ОСМД имеет важное значение в процессе реформирования ЖКХ, поскольку решение вопросов ремонта, взаимоотношений с поставщиками энергии и воды возлагается на членов объединения, которыми являются сами жители.

Объединение совладельцев многоквартирного дома является юридическим лицом, созданным владельцами для содействия использованию их собственного имущества и правления, содержания и использования неделимого и общего имущества, и создается с целью обеспечения и защиты прав его членов и соблюдения их обязанностей, надлежащего содержания и использования неделимого и общего имущества, обеспечения своевременного поступления средств для уплаты всех платежей, предусмотренных законодательством и уставными документами.

ОСМД является неприбыльной организацией и не имеет целью получение прибыли для ее распределения между членами объединения, а основная деятельность объединения заключается в осуществлении функций, обеспечивающих реализацию прав владельцев помещений на владение и пользование общим имуществом членов объединения, надлежащее содержание дома и придомовой территории, содействие членам объединения в получении жилищно-коммунальных и других услуг надлежащего качества по обоснованным ценам и выполнения ими своих обязательств, связанных с деятельностью объединения.
 
Создание ОСМД имеет важное значение в процессе реформирования сферы жилищно-коммунального хозяйства, поскольку решение вопросов ремонта, взаимоотношений с поставщиками электроэнергии, воды, вопросов по погашению задолженности жителей дома и другие текущие вопросы возлагаются на членов объединения, которыми являются сами жители.
 
Создание ОСМД регулируется Законом Украины «Об объединении совладельцев многоквартирного дома» № 755-IV от 15 мая 2003 года с изменениями и дополнениями и Постановлением КМУ «О реализации Закона Украины «Об объединении совладельцев многоквартирного дома» № 1521 от 11.10.02р.
 
Законом № 755-IV предусматривается два пути создания ОСМД: путем учреждения или путем реорганизации жилищно-строительного кооператива.
 
Для создания ОСМД путем учреждения в соответствии со ст. 6 Закона № 755-IV, созывается учредительное собрание, на котором принимается решение о создании объединения и утверждается устав.
 
 
Устав ОСМД составляется согласно Типового устава, утвержденного Государственным комитетом Украины по вопросам жилищно-коммунального хозяйства № 141 от 27.08.03р.
 
При создании ОСМД следует учитывать предусмотренное в абз. 3 ст. 4 Закона № 755-IV ограничения, которое заключается в том, что в одном жилом комплексе может быть создано только одно объединение.
 
Членами ОСМД могут быть физические и юридические лица, являющиеся собственниками жилых или нежилых помещений. Поскольку членство в объединении является добровольным и может приобретаться одновременно с созданием объединения при проведении учредительного собрания, а также индивидуально, на основании письменного заявления, в любой момент его существования, собственники помещений, расположенных в пределах одного жилого комплекса, не являющихся членами объединения, могут заключать с объединением соглашения о сотрудничестве и действиях в общих интересах.
 
Моментом создания ОСМД считается момент выдачи свидетельства о государственной регистрации. Для получения свидетельства о государственной регистрации, уполномоченный представитель ОСМД подает в орган городского, районного в городе совета, районной  в г. Киеве и Севастополе государственной администрации (далее – «орган государственной регистрации») по месту нахождения многоквартирного дома предусмотренный п. 1 Порядка государственной регистрации ОСМД, утвержденного Постановлением № 1521пакет документов:
 
1) регистрационная карточка, которая одновременно является заявлением о государственной регистрации;
2) протокол учредительного собрания, на котором было принято решение о создании ОСМД и утверждении его устава;
3) два экземпляра оригинала и пять копий устава объединения, оформленные согласно требованиям законодательства;
4) список членов объединения, составленный согласно приложению 2 к Порядку государственной регистрации ОСМД, утвержденного Постановлением № 1521.
 
Государственная регистрация объединений проводится бесплатно. В случае положительного результата проверки представленных документов орган государственной регистрации в месячный срок вносит данные регистрационной карточки в реестр и выдает свидетельство о государственной регистрации объединения с указанием идентификационного кода согласно ЕГРПОУ.
 
В случае, если ОСМД создается путем реорганизации ЖСК, то согласно ст. 5 Закона № 755-IV, общее собрание ЖСК принимает решение о реорганизации ЖСК в ОСМД. С момента принятия этого решения указанные сборы считается учредительным собранием ОСМД и далее проводится государственная регистрация в порядке основания ОСМД.
 
После проведения государственной регистрации, общее собрание ОСМД решает вопрос о передаче жилого комплекса на баланс. Согласно ст. 11 Закона № 755-IV, ОСМД может принять на собственный баланс весь жилой комплекс, или по договору с предыдущим собственником оставить его балансодержателем всего жилого комплекса или его части, а также может быть принято решение о заключении договора с любым юридическим лицом, устав которого предусматривает возможность осуществления такой деятельности, о передаче ему на баланс всего жилого комплекса или его части.
 
В случае если в новом доме собственники квартир, помещений в течение двух месяцев после подписания акта государственной приемной комиссии не создают объединения и не принимают на баланс основные фонды, сельский, поселковый, городской совет может своим решением назначить балансодержателя.
 
Передача жилого комплекса на баланс предусмотрена утвержденным Постановлением № 1521 Порядком передачи жилого комплекса или его части с баланса на баланс.
 
Важным моментом является то, что согласно ст. 42 Земельного кодекса Украины от 25.10.01 № 2768, придомовая территория может быть, по соответствующему решению органа местного самоуправления, передана в собственность или предоставлена в пользование собственникам помещений в многоквартирном доме только в случае создания ими ОСМД.
 
 
После создания и передачи жилищного комплекса на баланс, начинается деятельность ОСМД относительно содержания и использования неделимого и общего имущества.
 
Управление неделимым и общим имуществом жилого комплекса осуществляет Председатель правления ОСМД/управляющий путем: 
  • Надлежащей эксплуатации жилищного комплекса и обеспечения соответствующих условий пользования собственным, неделимым и общим имуществом владельцев;
  • Накопления необходимых средств на проведение текущих и капитальных ремонтов в соответствии с законодательством;
  • Получения возмещения от виновного лица за убытки, причиненные имуществу, находящемуся у него на балансе, или своевременного обращения в суд относительно возмещения убытков в принудительном порядке.
Так, для осуществления управления имуществом, в соответствии с Приказом Государственного комитета Украины по ЖКХ «Об утверждении Правил содержания жилых домов и придомовых территорий» от 17.05.2005 № 76 и Приказа Министерства регионального развития, строительства и ЖКХ «Об утверждении Правил управления домом, сооружением, жилищным комплексом или комплексом зданий и сооружений» от 02.02.2009 года № 13, Председатель правления ОСМД/управляющий открывает счет в банке для получения и осуществления платежей за жилищно-коммунальные услуги. Для накопления средств на осуществление текущего и капитального ремонтов открываются отдельные депозитные счета. Независимо от членства в ОСМД, между собственником жилого или нежилого помещения и управляющим неделимого и общего имущества заключается договор. Типовой договор между собственниками жилых и нежилых помещений и управляющим утвержден Госжилкоммунхоз Украины в приказе № 141 от 27 августа 2003. В случае отказа заключать договор, ОСМД имеет право обратиться в суд, чтобы взыскать начисленные средства.
 
Председателем правления ОСМД/управляющим в письменном виде предоставляется собственникам жилых (нежилых) помещений информация о: 
  • местонахождение председателя правления ОСМД/управляющего;
  • адреса и телефоны диспетчерских, аварийных и ремонтных служб,
  • сроки и условия заключения (перезаключения) договоров о предоставлении жилищно-коммунальных услуг,
  • номер текущего банковского счета для внесения платежей за жилищно-коммунальные услуги и т.д.
Председатель правления ОСМД/управляющий (в течение одного месяца с момента подписания акта приема-передачи объекта в управление) ежегодно не позднее чем до 1 декабря года, предшествующего планируемому, составляет и доводит до сведения владельцев годовые финансовый и хозяйственный планы.
 
Председатель правления ОСМД/управляющий готовит и доводит до сведения владельцев: 
  • График подготовки объекта к отопительному периоду (не позднее 1 мая);
  • Информацию о договорных отношениях с производителями и исполнителями услуги по централизованному отоплению (не позднее чем до 1 августа);
  • Паспорт готовности объекта к отопительному периоду.

Председатель правления ОСМД/управляющий хранит и ведет техническую документацию о состоянии, содержании и эксплуатации объекта.

Тарифы (нормативные расходы, связанные с содержанием домов и сооружений и придомовых территорий) рассчитываются отдельно по каждому дому в зависимости от запланированных количественных показателей фактического предоставления услуг с учетом обеспечения надлежащего санитарно-гигиенического, противопожарного, технического состояния домов и сооружений и придомовых территорий с учетом типичного перечня услуг по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий.
 
ОСМД является юридическим лицом, поэтому в соответствии с законодательством обязуется вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую, налоговую отчетность, несмотря на то, что хозяйственная деятельность, присущая предприятиям, а также собственный капиталы практически отсутствуют.
 
Так, согласно Закону «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99г. № 996 все предприятия и организации должны вести бухгалтерский учет непрерывно со дня регистрации предприятия до его ликвидации. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в ОСМД несет председатель правления.
 
Процесс ведения учета заключается в отражении всех фактов хозяйственной жизни в первичных документах, дальнейшего обобщения их в учетных регистрах и формирования баланса и отчетности. Формирование первичных документов и отчетности, организация документооборота, ведения регистров аналитического учета осуществляется в ОСМД по общим правилам.
 
Особенности деятельности ОСМД определяют особенности бухгалтерского учета в них: 
  • Использование сокращенного плана счетов с некоторыми специфическими счетами.
  • Отсутствие производства.
  • Отсутствие реализации работ, услуг.
  • Учет расчетов с членами объединения как целевого финансирования, а не как расчетов с дебиторами.
  • Использование максимально упрощенной формы учета - ведение журнала учета хозяйственных операций и отдельных сведений (расчетов с жильцами дома, с поставщиками и т.д.) с составлением в конце отчетного периода шахматной и оборотной ведомостей.
  • Баланс ОСМД содержит ограниченное количество статей и в нем отсутствует статья «уставный капитал».
  • Отчетность ОСМД как неприбыльной организации отличается по составу и объему отчетных форм.
Финансовая отчетность составляется в целях освещения информации о финансовых результатах и финансовом положении ОСМД, и подаются органам, к сфере управления которых оно принадлежит, а также органам статистики, финансовым отделам райгосадминистраций и др. При наличии наемных работников, обязательно подается отчетность в пенсионный фонд.
 
Что касается налоговой отчетности, то следует учитывать тот момент, что статус неприбыльности предоставляется налоговым органом по местонахождению ОСМД, следовательно, в случае отказа включения ОСМД в реестр неприбыльных организаций, подается налоговая отчетность, предусмотренная на общих основаниях для юридических лиц. В случае, если статус неприбыльной организации присвоено, подается налоговая отчетность, непредвиденная для неприбыльных организаций.
 
Создавая ОСМД, собственники жилых и нежилых помещений становятся полноправными и единственными собственниками своего дома, что позволяет повысить заинтересованность, ответственность и эффективность управления общей собственностью, улучшить жилищно-коммунальное обслуживание.
 
Светлана Борис, Юрист ЮФ «Вронский, Вронская и Партнеры»
 
Pravotoday.in.ua 

 

Во время составления отчетности все должно быть правильно посчитано, распределено и проверено. Ведь это залог Вашей эффективной и продуктивной работы. Воспользовавшись ссылкой http://sbis-moscow.ru/calc.html, Вашему вниманию будет представлена программа СБИС, которая поможет не только правильно организовать отчетность, но также сэкономить время.

 
Комментарии (0)