Рус Укр
ГлавнаяПубликацииЖильеОСМД: как управлять общим имуществом?
Новости ЖКХ
18 апреля 2024 г.
16 апреля 2024 г.
09 апреля 2024 г.
05 апреля 2024 г.
04 апреля 2024 г.
03 апреля 2024 г.
01 апреля 2024 г.
19 марта 2024 г.
07 марта 2024 г.
06 марта 2024 г.
Опросы все опросы
ЧТО ПРЕПЯТСТВУЕТ ВАМ ВОВМРЕМЯ ПЛАТИТЬ ПО СЧЕТАМ ЗА УСЛУГИ ЖКХ?
Слишком высокие тарифы
Регулярное повышение квартирной платы
Низкое качество услуг или их полное отсутствие
Не соблюдение исполнителями сроков по вывозу мусора
Бездействие ЖЭКа
Ничего, я всегда вовремя плачу
Я не считаю нужным платить за коммунальные услуги

 







 

ОСМД: как управлять общим имуществом?

Проблемы украинских ОСМД преимущественно связаны с тем, что граждане не понимают до конца правовой природы, а также механизмов реализации своих прав на управление общим имуществом.

«Украина Коммунальная» уже сообщала читателям о правовых основаниях жилищных кондоминиумов и искаженном восприятии украинцами права на совместную собственность. Сегодня мы продолжим рассматривать жилищные объединения через призму международной практики и зарубежного опыта.

Экономические стимулы жилищной политики

В экспертной среде бытует мнение, что жилищная проблема в развитых странах в целом решена. Объемы жилищного строительства с конца 1970-х годов стабилизировались, среднее число жильцов на одно жилище уже в середине 80-х на 10 домов составляло 23 жильца в Дании и Германии до 39 человек на 10 домов в Великобритании и Ирландии. Решение жилищной проблемы в европейских странах осуществлялось первоначально за счет массового строительства недорогого многоквартирного жилья в послевоенные годы, а уже с середины 80-х годов – путем создания качественного, комфортного жилья. Примечательно, что предпосылками новой жилищной политики в Европе тогда послужили не только экономический рост, но и уменьшение среднего размера семьи, рост числа разводов и снижение рождаемости.

Читайте также: ОСМД начинают антимонопольную битву

Во всех странах законодательно закреплено существование социального жилья, предназначенного для предоставления на льготных условиях отдельным категориям граждан, которые в официальном порядке признаются неспособными решить свою жилищную проблему самостоятельно. К таким категориям граждан относятся семьи с низкими доходами, многодетные семьи, одинокие матери, престарелые и инвалиды.

Мировая практика свидетельствует, что в устойчиво развивающемся государстве на обеспечение граждан жильем расходуется не более 25% ВВП. Примерно треть этих расходов направляется на жилищное строительство, треть - на эксплуатационные и иные текущие расходы, треть - на амортизацию или оплату банковских кредитов. При этом жилищные расходы могут осуществляться по двум схемам: государство собирает больше налогов и потом дотирует жилищные программы для граждан; государство не увеличивает налоги и субсидирует конкретные семьи при наличии особых обстоятельств. Второй способ эффективнее, так как в этом случае расходы на удовлетворение жилищных потребностей оказываются на 20-30% ниже.

Владение общим: право на управление или материальный объект?

Широко распространенная зарубежом модель совместного владения жильем или права общей сособственности завоевала популярность из-за ценовой доступности по сравнению с другими видами жилой собственности, меньшим уровнем личной ответственности за содержание дома, а также благодаря наличию возможности оперативно отреагировать на меняющиеся запросы потребителей. Интересно, что во многих городах Европы и США, состав жильцов таких кондоминиумов обычно формируется из числа лиц со схожим образом жизни и социальным положением, что позволяет легче и быстрее достичь консенсуса в вопросах управления жилфондом.

В Украине несколько по иному понимают понятие жилищный кондоминум. Как ранее уже сообщала «У.К.», даже законодательно кондоминиумом именуется комплекс недвижимого имущества - жилое здание и участок, на котором оно расположено. При этом отличие кондоминиума от других объектов жилой недвижимости заключается в правовом режиме его использования, предусматривающем частную, государственную или муниципальную собственность на отдельные помещения (жилые и нежилые) и общую долевую собственность на дом и участок.

Читайте также: ОСМД запрограммируют на инвестиции

В Украине процесс создания жилищных объединений, посредством которых граждане реализуют свои права на управление общим имуществом начался в 90-е годы, однако законодательные основания получил в начале 2000-х с принятием закона «Об ОСМД». Сегодня темпы создания ОСМД и передачи многоквартирного фонда жильцам происходит в Украине крайне медленно: вместо запланированных к 2014 году почти 40 тыс. объединений, в стране действуют лишь 16,8 тыс. ОСМД.

Проблемы восприятия

Юристы отмечают, что легитимизация ответственности за общее имущество, за свои дома явился закономерным продолжением политики приватизации жилья. Однако, пробелы в законодательной базе и отсутствие скоординированных действий со стороны государства по созданию экономических и правовых стимулов по созданию ОСМД или других форм реализации прав украинцев на совместную жилищную собственности привели к тому, что сейчас значительная часть многоквартирных домов в украинских городах (всего в стране около 240 тыс. многоквартирных домов) де-факто являются кондоминиумами, поскольку при приватизации хотя бы одной квартиры в доме возникает несколько собственников на дом в целом. Однако де-юре кондоминиум сводиться к понятию объединения жильцов как организации, соответсвенно, его существование возникает с момента государственной регистрации. Важно понимать, что такое искаженное понимание и юридические основания противоречат самой природе кондоминимума, который является ничем иным, а правом жильцов на управление их совместной собственностью.

Собственность заставляет раскошелиться

Помимо того, проблематика использования зарубежной модели совместного владения и управления жильем, какой является кондоминиум, в Украине определяется не только правовыми несостыковками, а сколько характером самой системы управления жильем. Прежде всего, в существующей многоквартирной застройке, большинство домов нуждаются в миллионных затратах на капитальный ремонт. При этом объединения жильцов, которые в них проживают, - разнородны по демографическому, социальному и экономическому положению социум. Зачастую, это является причиной конфликтов и отсутствия общей стратегии управления такими домами.

Выбор ограничен

Также не способствует становлению системы совместного владения жильем отсутствие развитого рынка профессиональных услуг по управлению объектами недвижимости в жилищной сфере. В большинстве городов граждане ограничены в выборе управляющего их домом, поэтому продвигается идея самоуправления путем создания ОСМД или ЖСК. Зачастую, жильцы кондоминиума некомпетентны в вопросах управления недвижимостью либо не стремятся заниматься не свойственной им деятельностью, что затрудняет самоуправление.

Таким образом, важно понимать:

1. Право на владение и управление общей собственностью возникает у жильцов многоквартирных домов с момента появления в таком доме более одного собственника приватизированных жилых помещений (квартир).

2. Ответственность за состояние и обслуживание общей собственности лежит не на государстве, не на конкретном руководителе жилищно-эксплуатационной организации, а на всех совладельцах этого имущества, в данном случае жильцов дома.

3. Никто не имеет права лишить гражданина реализации его права на совместную собственность и на управление ею. Другое дело, что низкий уровень осознания этого права во многом объясняет безразличное отношение к состоянию своего дома. Если жильцам все равно, условно, течет ли у них крыша, затапливает ли подвал, в каком состоянии находиться подъезд, исправны ли внутридомовые сети, то государству все равно и подавно. В бюджетах всех уровней нет необходимых средств на массовую санацию и реконструкцию жилищного фонда, поэтому ждать финансирования или других «милостей» от властей – бессмысленно.

В последующих публикациях «У.К.» продолжит анализировать правовые особенности украинских кондоминиумов и перспектив их дальнейшего развития. 

 
Комментарии (0)