Рус Укр
ГлавнаяПубликацииОСМДКак заставить коммунальщиков эффективно работать?
Новости ЖКХ
26 апреля 2024 г.
23 апреля 2024 г.
18 апреля 2024 г.
16 апреля 2024 г.
09 апреля 2024 г.
05 апреля 2024 г.
04 апреля 2024 г.
03 апреля 2024 г.
01 апреля 2024 г.
19 марта 2024 г.
Опросы все опросы
ЧТО ПРЕПЯТСТВУЕТ ВАМ ВОВМРЕМЯ ПЛАТИТЬ ПО СЧЕТАМ ЗА УСЛУГИ ЖКХ?
Слишком высокие тарифы
Регулярное повышение квартирной платы
Низкое качество услуг или их полное отсутствие
Не соблюдение исполнителями сроков по вывозу мусора
Бездействие ЖЭКа
Ничего, я всегда вовремя плачу
Я не считаю нужным платить за коммунальные услуги

 







 

Как заставить коммунальщиков эффективно работать?

Все больше граждан, разочаровавшихся в системе обслуживания государственных ЖЭКов, объединяются в ОСМД обращаются к услугам частных ЖЭКов. Но, к сожалению, данные организации зачастую некачественные.

Сегодня все больше граждан, разочаровавшихся в системе обслуживания государственных ЖЭКов, объединяются в ОСМД (объединения собственников многоквартирного дома), обращаются к услугам частных ЖЭКов. Но, к сожалению, данные организации зачастую некачественные, как и государственные ЖЭКи, выполняют свои обязательства по уборке дворов, подъездов и лестничных площадок, обслуживание придомовой территории, отопление квартир и проч.

При этом, большинство людей даже не догадывается, что за предоставленные услуги согласно действующему законодательству Украины можно платить сумму гораздо меньшую, чем указана в счете за текущий месяц. 
 
Закон предоставляет гражданам Украины право создать объединение собственников многоквартирного дома (ОСМД).
 
Преимуществами создания ОСМД является то, что каждый член объединения имеет возможность контролировать финансовую деятельность ОСМД, по его требованию уполномоченный представитель объединения обязан предоставлять ему финансовые отчеты и информацию о деятельности объединения. Кроме того, все уплаченные за услуги деньги идут непосредственно на счет ОСМД и должны направляться исключительно на содержание дома. Таким образом, у каждого жителя есть возможность пресечь любое нецелевое использование денег.
То же самое касается деятельности частных ЖЭКов. Зачастую, покупая квартиру в новостройке и, подписывая с обслуживающим предприятием договор о предоставлении услуг по содержанию дома и придомовых территорий, люди просто не вчитываются в суть подписанных документов. Или же довольствуются объяснениями служащих предприятия о том, что данный договор является типовым и в такой форме предоставляется гражданам.
 
Так, действующим законодательством Украины действительно утверждена форма типового договора о предоставлении услуг по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий (утверждена Постановлением Кабинета Министров от 20 мая 2009 года № 529). Но это лишь означает, что при заключении такого договора Вы можете учитывать условия типового договора, но при этом можете включать в договор условия, которые посчитаете нужными с учетом норм действующего законодательства Украины. То есть, каждый житель дома абсолютно свободен в выборе контрагента и определении условий договора, заключаемого, и не должен поддаваться на провокации ЖЭКа (ОСМД).
 
Особое внимание в договоре следует уделить перечню услуг, порядку предоставления услуг, а также ответственности стороны, если услуги будут предоставляться некачественно, в неполном объеме или вообще не будут. Всего, в договор, заключаемый, можно включить все условия, которые устраивают жителей, а дальше уже согласовывать их с другой стороной. Чтобы избежать конфликтов лучше письменно составить предложение о заключении договора и, приложив к нему 2 экземпляра проекта договора, подписанного со стороны владельца квартиры, направить его заказным письмом с уведомлением о вручении на адрес предприятия, с которым планируется заключение договора. Так же можно вручить данные документы под расписку должностному лицу предприятия, но при этом нужно не забыть проверить полномочия человека, расписываться о получении документов. На такое предложение со стороны владельца квартиры обязаны отреагировать в течение месяца. Вследствие чего, другая сторона может согласиться с предложенными условиями, подписав договор, или сама предложит внести определенные изменения. В любом случае, необходимо запомнить, что подписав договор, владелец квартиры соглашается со всеми его условиями, даже с теми, которые его не устраивают. Стоит обратить внимание на то, что договор вступает в силу с момента его подписания, и внести изменения в него возможно лишь при письменном согласии сторон на основании дополнительных соглашений.
 
Как поступить в том случае, если договор уже заключен, а услуги предоставляются некачественно?
 
Сначала рассмотрим, какие вообще существуют виды услуг. В зависимости от функционального назначения жилищно-коммунальные услуги делятся на: 1) коммунальные услуги (централизованное снабжение холодной и горячей воды, водоотвода, газо-и электроснабжение, централизованное отопление, а также вывоз бытовых отходов и т.д.);
 
2) услуги по содержанию домов и сооружений, придомовых территорий (уборка внутридомовых помещений и придомовой территории, санитарно-технического обслуживания, обслуживание внутридомовых сетей, содержание лифтов, освещение мест общего пользования, текущий ремонт, вывоз бытовых отходов и др..);
3) услуги по управлению домом, сооружением или группой домов (заключение договоров на выполнение услуг, контроль выполнения условий договора и т.п.);
4) услуги по ремонту помещений, домов, сооружений (замена и усиление элементов конструкций и сетей, реконструкция, восстановление возможности элементов несущих конструкций и т.д.).
 
В случае некачественного предоставления или непредоставления услуг жильцы должны сообщить об этом ЖЭКу (ОСМД, другой организации, которая отвечает за предоставление таких услуг) в устной или письменной форме.
 
С учетом того, как работают организации, мы рекомендуем обращаться именно в письменной форме, указывая в сообщении полные Ф.И.О. и адресные данные, а также наименование вида плохо предоставленной или предоставленной вообще услуги.
Представитель ЖЭКа (ОСМД), которому не известны причины ненадлежащего предоставления или непредоставления услуг, обязан определить и зафиксировать точное время и дату установления факта непредоставления услуг, предоставления их не в полном объеме или проверки количественных и (или) качественных показателей предоставления услуг. В случае необходимости проведения такой проверки к Вам должен появиться представитель ЖЭКа. По результатам проверки в двух экземплярах составляется акт-претензия о некачественном предоставлении или непредоставлении услуг, который подписывается вами и представителем ЖЭКа (ОСМД и др.). Именно акт-претензия является подтверждением, что услуга Вам не предоставлялась или некачественно предоставлялась, а так же основанием для проведения перерасчета.
 
Даже если никто не появится в оговоренный срок, лицо имеет полное право самостоятельно составить и подписать акт-претензию, считающийся действительным, если его подписали не менее двух других потребителей (например, соседи). Подробнее с формой акта-претензии можно ознакомиться, посмотрев Дополнение № 2 к Правилам предоставления услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей водой, и водоотвода. Данный акт-претензию рекомендуем направлять исполнителю заказным письмом с уведомлением о вручении. Таким образом, впоследствии, если дело дойдет до суда, или лицо жаловаться в другие органы (например, в управление по защите прав потребителей), она сможет доказать, что акт-претензия был получен исполнителем, а он в свою очередь не предпринял никаких мер, или необоснованно отклонил претензии. ЖЭК обязан рассмотреть акт-претензию и уведомить в течение трех рабочих дней потребителю о ее удовлетворении или об отказе в удовлетворении с обоснованием причин такого отказа.

Как создать частный ЖЭК

Если идти по аутсорсинговой схеме, то создать частную эксплуатационную компанию не сложнее, чем обычное ООО - специальных лицензий и разрешений для этого не потребуется.
 
Минимальные параметры. Эксплуатационные организации могут стать успешным бизнесом в крупных городах, где в тариф на услуги закладывается уровень рентабельности для предприятия. Средний экономически обоснованный тариф, покрывающий расходы (но без учета прибыли) составляет около 2,5 грн. за кв.м. Небольшие площади обслуживать невыгодно, если это не новостройки. Прибыльно работать с жилым фондом от 250 тыс кв. м.
 
Объем инвестиций. Чтобы создать частный ЖЭК, который сможет оказывать весь спектр жилищно-коммунальных услуг, нужно вложить около 4-5 грн в обслуживание 1 кв. м жилого фонда. При площади жилого фонда в 250 тыс. кв. м инвестиции должны оставлять минимум 1-1,25 млн грн.
 
Регистрация. Эксплуатационная компания регистрируется так же, как любое другое общество с ограниченной ответственностью. Госрегистратору подается стандартный пакет документов, в который входят: заполненная регистрационная карточка; подтверждение оплаты регистрационного сбора; решение основателей о создании юрлица; учредительные документы и документы, подтверждающие структуру собственности юрлиц-основателей ООО. При этом в уставе предприятия должна быть указана деятельность по оказанию соответствующих услуг. Деятельность по оказанию услуг ЖКХ, кроме водо-, газо-, электроснабжения и отвода, не лицензируется.
 
Персонал. Штат частного ЖЭКа должен включать в себя управляющего менеджера, бухгалтеров, юристов, экономистов, инженеров и диспетчеров. Специализация сотрудников и их количество зависит от спектра услуг предприятия и площади обслуживаемого жилого фонда. Хороший персонал, который не нужно дополнительно обучать, найти сложно, поэтому компании охотятся и перекупают специалистов у конкурентов. При этом хорошими руководителями оказываются не те, кто 20 лет проработали в сфере ЖКХ и работают по старинке, а молодые менеджеры, которые экономически и юридически подкованы и готовы внедрять новые подходы.
 
По материалам Федерации работодателей Украины и PravoCenter
 
Комментарии (1)
Виктор
19 июля 2013 г. 11:37
Я считаю, что в уже отлаженную систему взаимоотношений между ЖЭКами и потребителями необходимо внести соответствующие изменения, уточнения: усовершенствовать контроль за выполнением услуг, расходованием средств. Да и учет можно сделать по каждому дому отдельно. В городе Северодонецке более восьмисот многоэтажных домов, которые обслуживаются шестью ЖЭКами. Это: шесть руководителей плюс десятка два ИТР. Если организовать ОСМД, то это будет более восьмисот (и - намног БОЛЕЕ) чиновников. И не надо никаких ОСМД, которые на практике, в большинстве случаев, оказываются хуже ЖЭКов. Не надо идти на поводу у чиновников, которые хотят избавить государство и местные власти от этих проблем.