Рус Укр
ГлавнаяПубликацииЗаконодательствоТермомодернизацию зданий переложат на плечи инвесторов
Новости ЖКХ
26 апреля 2024 г.
23 апреля 2024 г.
18 апреля 2024 г.
16 апреля 2024 г.
09 апреля 2024 г.
05 апреля 2024 г.
04 апреля 2024 г.
03 апреля 2024 г.
01 апреля 2024 г.
19 марта 2024 г.
Опросы все опросы
ЧТО ПРЕПЯТСТВУЕТ ВАМ ВОВМРЕМЯ ПЛАТИТЬ ПО СЧЕТАМ ЗА УСЛУГИ ЖКХ?
Слишком высокие тарифы
Регулярное повышение квартирной платы
Низкое качество услуг или их полное отсутствие
Не соблюдение исполнителями сроков по вывозу мусора
Бездействие ЖЭКа
Ничего, я всегда вовремя плачу
Я не считаю нужным платить за коммунальные услуги

 







 

Термомодернизацию зданий переложат на плечи инвесторов

Депутаты подготовили ко второму чтению два законопроекта, предусматривающие привлечение инвесторов к повышению энергоэффективности зданий. Это может стать первым шагом к началу термомодернизации зданий бюджетной сферы, а впоследствии - и жилфонда.

В конце прошлого года Верховная Рада приняла в первом чтении два очень важных законопроекта: №1313 «О внедрении новых инвестиционных возможностей, гарантировании прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности для проведения масштабной энергомодернизации» и №1409 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины (касающихся внедрения новых инвестиционных возможностей, гарантирования прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности для проведения масштабной энергомодернизации». В подготовке указанных законопроектов активное участие принимали украинские и международные общественные и финансовые организации: ассоциация «Инновационное развитие Украины», агентство международного развития США, Европейский банк реконструкции и развития и др.

В настоящее время эти два взаимосвязанных законопроекта подготовлены ко второму чтению. В случае их принятия в Украине впервые будет создан реальный финансово-экономический механизм, благодаря которому может быть развернута массовая термомодернизация существующих зданий бюджетных организаций (школ, больниц, детских учреждений, админзданий и т.п.).
 
Суть предлагаемых нововведений заключается в создании правовых основ привлечения к работе по повышению энергоэффективности зданий негосударственных инвесторов на основе энергосервисных договоров. В связи с чем, определен порядок проведения торгов на закупку энергосервисных услуг, содержание энергосервисного договора, срок на который он заключается, обязанности сторон и пр. Главным же достоинством новых законопроектов является законодательное закрепление порядка возврата вложенных инвестиций за счет полученной экономии энергоресурсов после завершения термомодернизационных мероприятий. Благодаря чему создаются условия, способствующие заинтересованности частных инвесторов к вложению инвестиций в повышение энергоэффективности зданий бюджетных организаций. Как показывает опыт других стран, где активно работают энергосервисные организации, таким путем можно успешно решать проблемы повышения энергоэффективности существующих зданий.
 
Вопрос термомодернизации существующих бюджетных зданий в нашей стране стоит очень остро. В этом секторе перерасходуется значительное количество энергоресурсов и сокращение их потребления хотя бы на 30%, что вполне реально осуществить за счет термомодернизационных мероприятий, позволило бы сэкономить для государства около 1 млрд куб. м газа в год. Вместе с тем для повышения энергоэффективности около 100 тыс. бюджетных зданий потребуется несколько сотен миллиардов гривен, которых практически нереально выделить за счет государственного бюджета. В таких условиях привлечение частных инвестиций в эту сферу является единственным решением, способным справиться с имеющимися проблемами в энергоэффективности зданий бюджетных организаций. При этом очень важно, чтобы предложенный порядок компенсации затрат инвесторов работал четко и без каких либо неожиданных сбоев.
 
 
Важность этого обусловлена тем, что при успешной реализации большинства положений рассматриваемых законопроектов, касающихся бюджетных зданий, в будущем они могут быть успешно применены при еще более масштабной работе по термомодернизации существующего жилого фонда. Объем предстоящей в этом направлении работы на много превышает то, что необходимо сделать по повышению энергоэффективности бюджетных зданий. Сегодня количество многоквартирных домов в Украине превышает несколько миллионов зданий, при этом 75% из них построены до 1990 года и требуют незамедлительной термомодернизации и капитального ремонта. По оценкам специалистов, на это потребуется более 1 триллиона гривен. Найти такие средства не сможет ни государство, ни население. Выходом может быть привлечение частных инвестиций на условиях энергосервисных контрактов с последующим возвратом вложенных средств за счет полученной экономии энергоресурсов после реализации термомодернизационных мероприятий.
 
По такой схеме в 2010-11 годах был выполнен проект термомодернизации 144-квартирного жилого дома ОСМД «Бином» в Луцке. Энергосервисный договор был заключен объединением совладельцев с компанией «Луцкие коммунальные системы». Согласно договору компания за свои средства проводит термомодернизацию здания и на протяжении 10 лет после этого за счет получаемой экономии энергоресурсов возвращает вложенные средства и небольшую прибыль. При этом квартировладельцы, не вкладывая ни копейки в термомодернизацию своей собственности, коммунальные услуги в этот период оплачивают по общегородским тарифам с 10% скидкой. Термомодернизация здания включала утепление фасадов, замену окон в местах общего пользования на энергоэффективные, установку индивидуального теплового пункта с погодным регулированием, проведение балансировки системы отопления. Всего на эти работы было израсходовано около 2 млн грн. Выполненный комплекс работ позволил на половину сократить энергопотребление здания, что подтверждено в ходе эксплуатации здания в последующий период.
 
К сожалению, пока это единичный пример, не получивший широкого развития. И причина, скорее всего в том, что отсутствует законодательно-правовая база подобной деятельности, гарантировавшая частному инвестору возврат вложенных им средств в работу по повышению энергоэффективности жилых зданий.
 
На пороге масштабной термомодернизации существующих зданий необходимо провести и значительную работу по созданию и совершенствованию деятельности сопутствующих организационных структур. Прежде всего, это касается энергоаудиторских и энергосервисных компаний. Учитывая предстоящий объем работы их сегодняшнее количество явно недостаточно. Следует также заняться повышением качества их работы, профессионализма работников и подготовкой квалифицированных кадров для работы в подобных структурах. Безусловно, при успешной реализации новых законодательных актов будут созданы привлекательные экономические условия и серьезные предпосылки для увеличения числа подобных организаций.

 
Аналогичная ситуация должна сложиться и на рынке строительно-монтажных организаций, занимающихся работами по повышению энергоэффективности зданий. Их число также должно возрасти в соответствии с возрастающим объемом термомодернизационных работ. При этом деятельность таких организаций должна базироваться на самых современных энергосберегающих технологиях, высокой квалификации персонала, повышенной ответственности за качество и сроки выполнения работ.
 
Того же следует ожидать и в сфере производства энергоэффективных материалов и оборудования, необходимых для осуществления термомодернизации зданий. Масштабная работа по повышению энергоэффективности зданий потребует создания новых отечественных производств по их выпуску, будет способствовать привлечению иностранных инвестиций в эту сферу и в конечном итоге росту занятости в стране и увеличению рабочих мест. В планах развития многих зарубежных компаний, которые сегодня поставляют энергоэффективное оборудование и материалы в нашу страну, были проекты создания в Украине филиалов своих производств. Однако реализация их была приостановлена из-за медленных темпов термомодернизации в нашей стране. Ускорение этих темпов будет способствовать возвращению к подобным проектам, что даст возможность стране получить десятки новых высокотехнологичных производств по выпуску энергоэффективных материалов и оборудования.
 
В заключение хотелось бы отметить, что принятие новых законодательных актов, безусловно, станет серьезным шагом нашей страны в преодолении зависимости от поставок импортных энергоносителей. Но это лишь первый шаг. И от того насколько он будет успешным зависит когда мы сделаем второй, более важный, шаг – начало массовой термомодернизации существующего жилого фонда. 
 
Александр Горбатовский, специально для ИА «Украина Коммунальная»
 
Комментарии (1)
Коля Пухов
21 марта 2015 г. 20:36
Викладаю свої міркування щодо виникнення розгерметизації будинків у Києві ( можливо, і в інших великих містах). --------------------------------------------------------------------------------------------------------------Мабуть усі пам"ятають, як у 2010-2013 роках усі державні свята супроводжувались у Києві грандіозними по кількості та потужності вибухів святковими салютами, дію яких можна було порівняти з дією невеликого землетрусу. Люди, у тому числі ветерани ВОВ, неодноразово скаржилися до колл-центру, що результатами цих салютів стають пошкодження будівельних конструкцій внаслідок ударної хвилі, а саме: утворення тріщин в стінах, особливо у хрущовках, аварії водопроводу і каналізації. Натомість, колл-центр навіть не реєстрував ці звернення, пояснюючи ветеранам, що ці вибухи у їх честь. Мешканці багатоповерхівок можуть підтвердити, що взимку навіть при добре розігрітих батареях у їх квартирах було холодно , оскільки тепло виходило назовні через утворені вибухами мікротріщини у стінах будинків. Припускаю, що такі потужні та чисельні вибухи під виглядом святкових салютів робилися навмисно режимом Януковича з метою руйнування житлового та нежитлового фонду та комунікацій.