Рус Укр
ГлавнаяПубликацииАналитикаЧто следует знать о своих правах и обязанностях потребителей ЖКУ
Новости ЖКХ
07 апреля 2020 г.
01 апреля 2020 г.
31 марта 2020 г.
27 марта 2020 г.
23 марта 2020 г.
17 марта 2020 г.
11 марта 2020 г.
03 марта 2020 г.
28 февраля 2020 г.
Опросы все опросы
ЧТО ПРЕПЯТСТВУЕТ ВАМ ВОВМРЕМЯ ПЛАТИТЬ ПО СЧЕТАМ ЗА УСЛУГИ ЖКХ?
Слишком высокие тарифы
Регулярное повышение квартирной платы
Низкое качество услуг или их полное отсутствие
Не соблюдение исполнителями сроков по вывозу мусора
Бездействие ЖЭКа
Ничего, я всегда вовремя плачу
Я не считаю нужным платить за коммунальные услуги

 




 


 

Что следует знать о своих правах и обязанностях потребителей ЖКУ

Что следует знать о своих правах и обязанностях потребителей жилищно-коммунальных услуг, разъясняет Министерство развития общин и территорий Украины
Каждый житель дома является потребителем жилищно-коммунальных услуг. Их основной перечень является исчерпывающим и четко определенным в Законе Украины «О жилищно-коммунальных услугах», что введено в действие в мае 2019 года, разъясняет Министерство развития общин и территорий Украины.
 
По новому распределению в коммунальных относятся: услуги по поставке и распределению природного газа, электрической и тепловой энергии, горячей воды, централизованного водоснабжения и водоотведения, обращения с бытовыми отходами, в жилые - услуга по управлению многоквартирным домом.
 
Закон в целом очертил новые аспекты функционирования данной сферы. Кроме внедрение модели договорных отношений между исполнителями и потребителями, было четко определены права и обязанности всех участников правоотношений в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг.
 
Законом определено, что потребитель имеет право на бесперебойное и своевременное получение коммунальной услуги надлежащего качества.
 
Это право предполагает получение услуги на постоянной основе, без необоснованных перерывов и сбоев, в необходимом количестве и соответствующего качества.
 
Услугу, которую потребители получают, должна соответствовать четко установленным требованиям, также определены в Законе, правилах или договоре о предоставлении услуги. Обязанность обеспечивать соответствующее качество возлагается на исполнителя, то есть на компанию, предоставляющую эту услугу.
 
Предоставление коммунальных услуг осуществляется непрерывно, кроме случаев, когда проводятся ремонтные и профилактические работы, в межотопительный период для системы отопления (исходя из климатических условий согласно нормативно-правовыми актами) или при необходимости ликвидации последствий аварии.
 
Если перерыв в предоставлении услуг является плановой, исполнитель должен сообщить потребителю об этом не позднее чем за 10 рабочих дней. Если ситуация незапланированная и перерыв необходим для устранения последствий аварии, исполнитель уведомляет об этом не позднее чем через 3:00 с начала такого перерыва.
 
Во время наступления таких перерывов плата за жилищно-коммунальную услугу не начисляется.
 
Потребитель жилищно-коммунальных услуг имеет право получать всю необходимую информацию о порядке предоставления, тарифы и нормы потребления услуги.
 
В частности, узнать о структуре тарифа, общей стоимости месячного платежа, нормы потребления и порядок предоставления соответствующей услуги, получать детальный расчет распределения объема потребленных услуг между потребителями многоквартирного дома.
 
Также Законом предусмотрено, что исполнитель должен информировать потребителей услуг о любой намерении изменения тарифа на ту или иную услугу.
 
Право на возмещение убытков причиненных имуществу вследствие ненадлежащего поставки услуги и незаконное проникновение в принадлежащее ему жилье тоже определено в Законе.
 
Компания, предоставляющая услугу, обязано принимать все необходимые меры для устранения последствий аварий, возникающих при предоставлении коммунальных услуг, устранять все нарушения, которые негативно влияют на качество услуг, и выплачивать потребителю штраф за превышение установленных сроков проведения аварийно-восстановительных работ.
 
Также, в случае причиненного вреда имуществу потребителя, его жизни или здоровью, которая возникает вследствие ненадлежащего предоставления или непредоставления жилищно-коммунальных услуг Законом предусмотрено возмещение.
 
Поскольку, исполнитель услуг ответственный за их качество, он должен своевременно реагировать на вызовы потребителей и подписывать акты-претензии.
 
Это право потребителя также предусмотрено в украинском законодательстве.
 
В связи с нарушением порядка предоставления жилищно-коммунальных услуг, изменением их потребительских свойств и превышением сроков проведения аварийно-восстановительных работ потребитель может составлять и подписывать акты претензии.
 
Если жилищно-коммунальная услуга не предоставляется или предоставляется не в полном объеме, потребитель имеет право вызвать исполнителя коммунальных услуг для проверки их количества или качества.
 
По результатам проверки составляется акт-претензия, который подписывает потребитель и исполнитель.
 
Исполнитель обязан не позднее чем в течение суток с момента получения уведомления потребителя прибыть на вызов. В случае если представитель компании не появился такой акт подписывается не менее чем двумя потребителями этой коммунальной услуги и направляется исполнителю заказным письмом.
 
Компания-поставщик услуги обязана в течение пяти рабочих дней решить вопрос по удовлетворению требований определенных в акте-претензии или отправить обоснованный отказ.
 
Законом предусмотрено, что потребитель может не оплачивать стоимости коммунальных услуг (кроме поставок тепловой энергии) в случае их неиспользования (при отсутствии приборов учета) за период своей временного отсутствия в жилом помещении потребителя и других лиц более 30 календарных дней.
 
Однако, это возможно только при условии документального подтверждения в соответствии с условиями договоров о предоставлении коммунальных услуг заключенных между исполнителем и потребителем.
 
Законом также четко определен перечень обязанностей индивидуальных и коллективного потребителей жилищно-коммунальных услуг.
 
Индивидуальный потребитель обязан:
 
  • Принимать необходимые меры для устранений я выявленных неполадок, связанных с получением жилищно-коммунальных услуг, которые возникли по его вине;
  • обеспечивать целостность оборудования приборов учета коммунальных услуг в соответствии с условиями договора;
  • оплачивать предоставленные жилищно-коммунальные услуги по тарифам установленным в соответствии с законодательством и в сроки, предусмотренные договорами;
  • соблюдать правила безопасности и санитарных норм;
  • в случае несвоевременной оплаты платежей платить пеню;
  • информировать управляющего, исполнителей коммунальных услуг об изменении собственника жилья или фактическое количество лиц, постоянно проживающих в жилье потребителя;
  • допускать в свое жилье исполнителей коммунальных услуг в порядке, определенном законом и договорами о предоставлении соответствующих жилищно-коммунальных услуг для ликвидации аварий, устранение неполадок санитарно-технического и инженерного оборудования, его установки и замены, проведения технических и профилактических осмотров и проверки показаний приборов - распределителей , обеспечивающих индивидуальный учет потребления соответствующей коммунальной услуги в квартире.
Важно отметить, что коллективный потребитель обязан обеспечивать распределение между потребителями объема коммунальных услуг в соответствии с законодательством и предоставлять им детальный расчет распределения потребленных коммунальных услуг, а в случае учета средствами измерительной техники узла учета, предоставлять также информацию об их показания.
 
Все права и обязанности потребителей, управляющих и исполнителей жилищно-коммунальных услуг определен в Законе Украины «О жилищно-коммунальных услугах» № 2454-VIII от 07.06.2018. Защита прав потребителей осуществляется уполномоченным центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере государственного надзора за соблюдением законодательства о защите прав потребителей.
 
Комментарии (0)