Рус Укр
ГлавнаяПубликацииОСМДПлюсы и минусы ОСМД глазами чиновников
Новости ЖКХ
23 апреля 2024 г.
18 апреля 2024 г.
16 апреля 2024 г.
09 апреля 2024 г.
05 апреля 2024 г.
04 апреля 2024 г.
03 апреля 2024 г.
01 апреля 2024 г.
19 марта 2024 г.
07 марта 2024 г.
Опросы все опросы
ЧТО ПРЕПЯТСТВУЕТ ВАМ ВОВМРЕМЯ ПЛАТИТЬ ПО СЧЕТАМ ЗА УСЛУГИ ЖКХ?
Слишком высокие тарифы
Регулярное повышение квартирной платы
Низкое качество услуг или их полное отсутствие
Не соблюдение исполнителями сроков по вывозу мусора
Бездействие ЖЭКа
Ничего, я всегда вовремя плачу
Я не считаю нужным платить за коммунальные услуги

 







 

Плюсы и минусы ОСМД глазами чиновников

Большинство злоупотреблений монопольным положением и фактов недобросовестной конкуренции в отрасли ЖКХ происходит как раз в сфере работы естественных монополий.

Чиновники Антимонопольного комитета обратили внимание на проблемы украинских объединений совладельцев многоквартирных домов еще в 2011 году, когда провели соответствующее исследование ситуации в сфере управления многоквартирным фондом. Тогда основными проблемами были названы:

1. Неоправданное затягивание передачи органами местного самоуправления жилищного фонда ОСМД. Вследствие бездействия органов местного самоуправления, ОСМД фактически существуют лишь на «бумаге», а жители домов продолжают оплачивать услуги ЖЭКам, дополнительно тратя средства на содержание собственного ОСМД.

2. Образование компаниями-застройщиками и несколькими собственниками квартир ОСМД и передача такими ОСМД функций по обслуживанию домов управляющей компании, которая связана с застройщиком. Внедрение такой схемы приводит к росту в разы тарифов без оправданных причин.

3. Увеличение стоимости услуги вследствие навязывания для ОСМД исполнителя, определенного местным органом власти.

Читайте также: ОСМД в водовороте страстей

АМКУ предлагало тогда, во-первых, внести изменения или разработать и утвердить новые нормативно-правовые акты, которые бы определяли форму обращения, полный перечень документов, необходимых для передачи многоквартирного дома и прилегающей придомовой территории с баланса балансодержателя на баланс ОСМД, конкретные сроки рассмотрения такого обращения (в том числе предусмотреть механизм «молчаливого согласия») и ответственность за нарушение сроков рассмотрения обращения;

Во-вторых, разработать проект Закона Украины «О внесении изменений в Закон «Об ОСМД», в котором предусмотреть положения об: определении членов ОСМД категорией потребителей жилищно-коммунальных услуг - «население»; запретить образование ОСМД компаниями-застройщиками и связанными с ними лицами;

На протяжении 2012 года Антимонопольным комитетом Украины был проведен целый ряд комплексных проверок в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В частности, по словам и.о. главы Комитета Рафаэля Кузьмина, около трех тысяч проверок коснулись деятельности ОСМД.

Большинство злоупотреблений монопольным положением и фактов недобросовестной конкуренции в отрасли ЖКХ происходит как раз в сфере работы естественных монополий. В частности, наиболее распространенными, по его словам, являются злоупотребления против ОСМД теплоэнергетических компаний и водоснабжающих предприятий своим положением на рынке услуг.

По словам замглавы АМКУ Федора ВЛАДА, причина того, что его ведомство заинтересовалось проблемами ОСМД, - письма и жалобы украинцев, которые поступают в ведомство. Результаты анализа ситуации, проведенного Департаментом исследований и расследований АМКУ, показали, что при создании ОСМД, как правило, затягивается процедура регистрации и передачи дома в управление жильцам, хотя, согласно правительственному постановлению №1521, передача дома должна состояться в течение двух месяцев. Но эти сроки прописаны только на бумаге, они не действуют из-за того, что постановление не содержит перечня необходимых документов, а также отсутствуют типовые формы заявлений для передачи. И те, кто решил зарегистрировать ОСМД, надолго погрязают в бумажной рутине.

Читайте также: ОСМД начинают антимонопольную битву

Не менее серьезные препятствия возникают и при получении в пользование придомовых территорий, которые находятся в коммунальной собственности. Проблемы возникают из-за того, что законодательно не закреплены условия пользования придомовыми территориями, а также невозможно установить их границы. Есть проблемы и во взаимоотношениях ОСМД с компаниями-монополистами, предоставляющими коммунальные услуги. Монополисты не заключают с обществами совладельцев прямые договоры на поставку услуг и ресурсов, а заключают индивидуальные контракты, которые не соответствуют утвержденным типовым договорам. Внутри самих ОСМД также не редки случаи мошенничества и обмана при начислении платежей и взносов, которые вносят жильцы такого дома, среди которых, как правило, есть и члены ОСМД, и те, кто не пожелал вступать в общество совладельцев.

В результате этих разбирательств при АМКУ была создана рабочая группа, в состав которой вошли чиновники и эксперты по созданию и функционированию ОСМД. По словам одного из активных членов этой группы юриста Татьяны МОНТЯН, большая часть работы уже сделана, и идет подготовка самого документа с предложениями. Но она не уверена, что все наработки рабочей группы поддержат профильные министерства и депутаты. Впрочем, это станет ясно осенью, когда Верховная Рада приступит к работе после каникул.

В Министерстве регионального развития, строительства и ЖКХ Украины считают, что процесс создания ОСМД в стране сдерживает отсутствие квалифицированных кадров в системе управления жилой недвижимостью. Из-за этого в преобладающем большинстве городов, поселков и сел сохраняется монополия ЖЭКов. Министерство инициировало внесение изменений в национальный классификатор профессий и с 1 сентября 2012 года в Украине появилась профессия менеджера по управлению жилым домом, которой начали обучать в 12-ти вузах. 

 
Комментарии (0)