Рус Укр
ГлавнаяПубликацииЗаконодательствоИзменение статуса ОСМД не принесло прогресса
Новости ЖКХ
26 апреля 2024 г.
23 апреля 2024 г.
18 апреля 2024 г.
16 апреля 2024 г.
09 апреля 2024 г.
05 апреля 2024 г.
04 апреля 2024 г.
03 апреля 2024 г.
01 апреля 2024 г.
19 марта 2024 г.
Опросы все опросы
ЧТО ПРЕПЯТСТВУЕТ ВАМ ВОВМРЕМЯ ПЛАТИТЬ ПО СЧЕТАМ ЗА УСЛУГИ ЖКХ?
Слишком высокие тарифы
Регулярное повышение квартирной платы
Низкое качество услуг или их полное отсутствие
Не соблюдение исполнителями сроков по вывозу мусора
Бездействие ЖЭКа
Ничего, я всегда вовремя плачу
Я не считаю нужным платить за коммунальные услуги

 







 

Изменение статуса ОСМД не принесло прогресса

Возврат объединениям совладельцев многоквартирных домов статуса неприбыльных организаций - событие приятное, но принципиально ничего не меняющее. Порядок создания и функционирования ОСМД за два десятилетия действия так и не доведен «до ума».

В 2015 году эпопеи всеобщей «ОСМД-изации» многоквартирных домов исполнится 20 лет. Как известно, первое Положение о порядке организации и деятельности объединений собственников жилья Кабмин утвердил еще в 1995 году, издав Постановление №588. Причем первые 5 лет действия этого документа, создание объединений являлось не правом, а обязанностью. Директива оказалась несбыточной - владельцы квартир в очередь на регистрацию объединений не выстроились. В 2002 году на смену Постановлению №588 пришел Закон №2866-III «Об объединении совладельцев многоквартирного дома», но и он не сумел прыгнуть выше головы. В масштабе страны ОСМД до сих пор экзотика. 

Годы идут, закон не меняется

Проблема в том, что на практике недостатки создания ОСМД нередко перевешивают потенциальные преимущества, особенно в домах, построенных несколько десятилетий назад. В немалой степени это обусловлено пробелами и дефектами законодательного регулирования. Но хуже всего то, что украинские законотворцы вместо усовершенствования и корректировки Закона «Об ОСМД», периодически усугубляют ситуацию, дополняя законодательство новыми неоднозначными нормами. 
 
Принятие Верховной Радой печально известного Закона №1198-VII и новогоднего пакета поправок к Налоговому кодексу — из этой серии «модернизации». Поэтому возврат ОСМД статуса неприбыльных организаций принципиально ничего не меняет. Ситуация лишь возвращена на исходные позиции. Действующие ОСМД избавлены от налоговых проблем и, возможно, от вынужденной ликвидации, но в остальном все осталось по-прежнему. 
 
Примечательно, что за все время действия Закона «Об ОСМД» в него внесены лишь точечные поправки. По сути, закон корректировался лишь дважды: был уточнен порядок регистрации и ликвидации объединений. Еще два раза депутаты поправили его формально — изменили название госорганов и изъяли устаревшую ссылку.  

Фонтан идей, поправок — море

Правда, в парламенте ОСМД не обделены вниманием. Корректировка деятельности объединений - одна из самых популярных тем законотворчества в жилищно-коммунальной сфере. За последние 15 лет в Верховную Раду было подано 33 проекта, прямо касающихся объединений владельцев квартир. И это не удивительно, ведь в Законе «Об ОСМД» с момента принятия множество недомолвок. 
 
Так, в законе отсутствует прямой запрет на создание нескольких ОСМД в одном доме, поскольку объединения «привязаны» к жилым комплексам, а их в одном доме может быть несколько. Нет прямого запрета на прием в ОСМД за плату. В то же время, требование об уведомлении всех совладельцев квартир о предстоящем учредительном собрании сейчас выполнить крайне сложно или даже невозможно. Процедура создания ОСМД в новостройках прописана недостаточно четко. Предоставление объединениям технической документации и выделение придомовой территории, взаимоотношения с совладельцами, которые не изъявили желания вступить в объединение, и с получателями льгот и субсидий — все это до конца не урегулированные аспекты деятельности объединений. 
 
 
Верховная Рада уже несколько раз принимала законы, которые вносят серьезные корректировки или вовсе переписывают набело правила деятельности ОСМД, но до их вступления в силу дело так и не дошло. Два закона заветированы президентами, третий после принятия «завис» в парламенте, четвертый — закончил свой путь на одобрении в первом чтении. Как следствие, пробелы и проблемы остаются. А страдают от этого все. 

«Брешей» могло и не быть

Самый свежий пример — возврат Президентом в парламент проекта №2469а (с ноября 2014 — №0961) в сентябре 2014 года. В итоге проект отправлен в утиль: в начале февраля Верховная Рада попыталась преодолеть вето, но не смогла. 
 
Между тем, документ содержал важные поправки. Помимо упрощенного, но неоднозначного порядка принятия в ОСМД, он «прикрывал лавочку» создания застройщиками «карманных» объединений, и в целом был ориентирован на решение четырех серьезных проблем. В частности, проект закрывал «бреши», которые позволяют превращать ОСМД в «клубы для избранных»: отказывать владельцам квартир в предоставлении копий принятых решений, требовать уплаты вступительных взносов, проводить закрытые собрания, затягивать процедуру принятия новых членов объединений. Однако, из-за одной спорной нормы, на проекте, прохождение которого в парламенте заняло почти два года (первоначально был подан еще летом 2013 года), был поставлен крест. 
 
Похожая ситуация и с тремя другими «недопринятыми» проектами. Правда, все они, в отличие от проекта №0961, предлагали изменить действующие правила кардинально и спорных нововведений содержали намного больше. В частности, речь о нашумевшем проекте №8474, принятом и заветированном в 2012 году, депутатском проекте №4423, «замороженном» на стадии второго чтения, и проекте №2855, подписанном спикером Верховной Рады. Так, проект №2855 на создание объединений в новостройках отводил 3 месяца, по истечении этого срока предписывал создать ОСМД добровольно-принудительно. Проект №4423 позволял «соображать на двоих» — учреждать ОСМД голосами двух собственников квартир или нежилых помещений, — на повторном учредительном собрании. А в предложениях к проекту №8474, переданных в парламент, Президент констатировал и спорность поправок, и ущемление совладельцев в правах, и широкие возможности для конфликтов и злоупотреблений. 
 
Вообще, за годы действия Закона «Об ОСМД» в Верховной Раде сформировалась целая библиотека идей на любой вкус. Например, один из проектов предлагал разрешить создавать ОСМД в подъездах, другой — не облагать налогом доходы членов ОСМД, потраченные на ремонт или оснащение квартиры. Оба предложения — заведомо непроходные. Но и конструктивных предложений в парламент поступило также немало. 
 
К примеру, проект №4423 содержал отдельный раздел, посвященный государственной поддержке ОСМД. Проект №8474 прямо предусматривал, что в одном доме может быть создано только одно ОСМД, а проект №2855 позволял ОСМД получить статус коллективного потребителя. 

По хоженым тропам

Сейчас наиболее вероятная перспектива — принятие парламентом проекта №1565 «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме», уже одобренного в первом чтении. В плане регламентации деятельности ОСМД он является «духовным наследником» проекта №8474. Оба проекта полностью изымают из Закона упоминание о содержании домов на балансе, членах ОСМД и членстве в объединении. Согласно проекту №1565, в работе ОСМД вольны принимать участие все совладельцы, которым фактически предоставляются права полноценных участников ОСМД — на участие в собраниях, голосование, получение копий решений и т.д. Вместе с тем, и решения ОСМД становятся обязательны для всех совладельцев (а не только для членов объединений — как сейчас). Как и проект №8474, проект №1565 разрешает создавать в одном доме только одно ОСМД, а в новостройках — только после регистрации собственности на большую часть квартир и помещений. В то же время, в нем более четко прописан порядок передачи ОСМД технической документации, изъята спорная норма об утверждении порядка письменного опроса совладельцев уставом ОСМД и т.п.
 
 
Поэтому в случае принятия проекта №1565 целый блок проблем будет решен. Однако, к сожалению, не исключено, что им на смену придут новые, поскольку реанимированы и спорные нормы проекта №8474. Да и сам вариант наделения совладельцев правами и обязанностями членов ОСМД не идеален, так как близок к «принудиловке». 
 
Как следствие, часть критических замечаний, высказанных в адрес проекта №8474, снова актуальна. В частности, это касается нормы, позволяющей создавать «квартальные ОСМД» — одно объединение в нескольких домах. Не отвечает проект и на вопрос, что делать уже существующим ОСМД, которые после вступления в силу нововведений фактически окажутся вне закона — до внесения изменений в уставы. 
 
Хотя, по большому счету, проблема не замыкается на корректировке Закона «Об ОСМД», земельного законодательства и правил доступа к информации о совладельцах домов. Основной тренд в регулировании деятельности ОСМД, который сохраняется уже много лет, — свести к нулю расходы государства на содержание многоквартирных домов. Проект №1565 — очередной шаг в этом направлении, освобождающий бывших собственников зданий от обязанности проведения капитального ремонта. Поэтому внесение в Налоговый кодекс скандальной поправки, лишившей ОСМД статуса неприбыльных организаций — скорей закономерность, чем недочет. И нет гарантий, что в будущем не будет предпринята новая попытка заработать на объединениях совладельцев. Особенно, если учесть специфику украинского законотворчества. 
 
В 2001 году, когда Закон «Об ОСМД» был еще проектом, Президент в своих замечаниях акцентировал внимание на недопустимости двух его норм: проведении учредительного собрания тремя собственниками и установлении объединением обязательных платежей пропорционально площади помещений, принадлежащих совладельцу. Что мы имеем в итоге? Идея о проведении «собраний на троих» до сих пор бередит умы законотворцев, а норма о пропорциональной плате не только не изъята из Закона, но и трансформирована в идею о голосовании «метрами». Одним словом, верить, что в скором будущем ОСМД в Украине заживут беспроблемно и счастливо, можно. Но это — безнадежный оптимизм.
 
Валентин Хорошун, специально для ИА «Украина Коммунальная»
 
Комментарии (9)
Дідусь Куценко2
22 апреля 2015 г. 09:39
Замало заборонити символіку людожерської ідеології, треба ще й позбавитися всякої КОМУНИ у повсякденні. Тільки ОСББ не можуть позбавити всіх КОМУНАЛЬНИХ послуг з монопольними тарифами-податями і без ніякої відповідальності за якість. Треба мати приватних конкурентів КОМУНАЛЬНИМ монополістам, тоді ОСББ матимуть вибір, кому й за що платити.
Иван 2
24 апреля 2015 г. 08:15
ЖИТЛО Похвально, что вы переживаете за проект «№1565 как за родной, что, впрочем, близко к истине. Но, если помните, — «Любовь зла…», а для матери даже Квазимодо — самый прекрасный и умный ребенок. Печально, что с этих позиций вы и оценили статью. По сути, все ваши замечания притянуты за уши. 1. «Читаємо уважно чинну редакцію закону "Про ОСББ", — совершенно верно, читаем п. 5 ст. 10 : «Рішення загальних зборів, прийняте відповідно до статуту, є обов'язковим для всіх членів об'єднання», а вовсе не для совладельцев, которые в ОСМД вступить отказались. Это основная норма. Да, в законе есть норма об оплате коммунальных услуг нечленами ОСМД (но в данном случае ОСМД фактически выполняет роль посредника или поставщика), а затраты на содержание общего имущества несут все — потому как оно общее. Но решения ОСМД обязательны только для членов. Проект эту норму ликвидирует, так как устраняет само понятие членства, и тем самым ухудшает положение совладельцев, которые сегодня не являются членами. Грубо говоря, после принятия проекта ОСМД может принять решение об установке золотых унитазов (утрированно), и отказаться от выполнения этого требования будет нельзя. Что же касается «Ось тільки в деяких ОСББ» — сегодня на собраниях членов ОСМД имеют право голоса только члены, а не все совладельцы. Ст. 14 Закона «Власник - член об'єднання має право:» и. т. п.
Иван 2
24 апреля 2015 г. 08:39
Продолжаем 2. То, что проект ликвидирует само понятие членства в ОСМД, общеизвестно. И в статье об этом тоже, кстати, говорится - «Обидва проекти повністю вилучають із Закону згадку про утримання будинків на балансі, членів ОСББ і членство в об'єднанні». Речь о другом. Сейчас ст. 14 Закона определяет права собственника- члена. Проект распространяет ее действие на всех совладельцев. Но главное, проект, по сути, делает участие в работе ОСМД добровольно-обязательным. Совладелец может не принимать участия в работе, но тогда «без него его женят». Вот это и подразумевается в статье. Что это, если не наделение совладельцев правами и обязанностями теперешних членов ОСМД? Кстати, — это ведь не новая норма. Отмена членства — ключевая норма и проекта №8474, и азаровского проекта 2012 года №11264. И наличие этой спорной нормы — одна из основных причин «забраковки» обоих проектов, так как «такий підхід не узгоджується з конституційним принципом добровільності об’єднань громадян, закріпленим у частині четвертій статті 36 Конституції України». Почитайте выводы главного научно-экспертного управления и замечания президента, - в части отмены членства они не утратили актуальности. Да, в отмене членства есть определенное изящество, и плюсы свои есть, и от многих проблем это избавит. Но это очень спорное, противоречивое предложение, к тому же, не полностью вписывающееся в Конституцию. Так что «вирівнювання в правах» может получится однобоким.
Иван 2
24 апреля 2015 г. 08:52

3. Квартальные объединения — это крайний случай, гипербола. Норма об одном ОСМД в нескольких домах — полная копия нормы проекта №8474. И сам термин «квартальные ОСМД» возник в процессе дебатов по проекту 8474. Так как ничего не изменилось в формулировках проектов, актуальной остается и критика, прозвучавшая во время обсуждения №8474. Проблема в том, что данное предложение может породить спорные и неоднозначные ситуации даже в случае, когда под крышей одного ОСМД объединятся несколько домов (а учитывая, как усердно «на местах» выполняются просьбы по реформированию ЖКХ, не исключено, что в некоторых случаях таки и до кварталов дело дойдет). Вот об этом в статье и речь.

Иван 2
24 апреля 2015 г. 09:20
Житло 4. «Відповідна норма лишається в загальному законі «Про приватизацію державного житлового фонду» — Нет в этом законе нормы о проведении бывшим собственником капитального ремонта при передаче дома на баланс ОСМД и быть не могло. Так как закон регулирует приватизацию, а не деятельность ОСМД. Капитальные ремонты в Законе «О приватизации …» не упоминаются вообще, а ремонты упоминаются лишь трижды — в контексте направления средств от приватизации в «спеціально створені позабюджетні приватизаційні житлові фонди», в контексте обслуживания приватизированного жилья « государственными коммунальными предприятиями» и в контексте государственных дотаций «до проведения реформ». Все это не имеет никакого отношения к домам, в которых создаются ОСМД. Но даже, если бы свершилось чудо и в Закон «О Приватизации…» в свое время была внесена поправка о ремонтах для ОСМД, изъятие из специализированного закона нормы о ремонтах (которая и сегодня скорей мертва, чем жива) лишь усугубило бы ситуацию. Проект №1565 вообще не должен касаться ОСМД. Такое количество поправок нужно вносить отдельным законом. При этом проект порождает законодательный «схизис» — раздвоение, так как «растаскивает» регулирование управления домом по двум законам, что чревато новыми проблемами. В этой ситуации ссылка на «какой-то» третий закон лишь окончательно похоронит требование передавать совладельцам дома в надлежащем состоянии. Поэтому, в проекте не просто «черговий крок у цьому напрямку, який звільняє колишніх власників будівель від обов'язку проведення капітального ремонту», а последний шаг в «спихивании» жителям домов без всяких ремонтов.
Иван 3
24 апреля 2015 г. 10:01
Житло 5. «Неприбутковий статус» ОСББ вже повернули — статья с этого и начинается, более того, информационным поводом для ее написания как раз и послужил возврат статуса неприбыльности. 6. То что ОСМД после принятия проекта «діятимуть в частині, що не суперечить закону. За потреби чи бажання вони зможуть перереєструвати статут у встановленому порядку» — это лишь слова, никак не подкрепленные нормами законопроекта. Проект лишь Кабмину предписывает привести свои нормативы в соответствие. 24 апреля 2015 г. на сайте парламента обнародован текст проекта ко второму чтению, но в плане перерегистрации уставов ОСМД в нем ничего не изменилось — этот вопрос никак не урегулирован. К слову, когда в Украине принимался Закон «Об АО» — в нем нашлось место для нормы о перерегистрации уставов. Так что проблемы у действующих ОСМД очень даже могут возникнуть. И, опять-таки, критические замечания в отношении «проблемы уставов ОСМД», высказанные во время обсуждения №8474 http://www.pravda.com.ua/articles/2012/03/23/6961272/?attempt=1 Или http://zheltye-vody.com/news/ukrnews/126-shest-lovushek-v-zakone-ob-osmd.html (перепечатка с э-правды) — по-прежнему актуальны. Что мы имеем в итоге. В проекте №1565 налицо «работа над ошибками». В нем подчищены нормы, которые содержались в проекте №8474. Однако он не устраняет главных противоречий предыдущих проектов и добавляет проблему «голосования метрами», которую мы с вами обсудили после публикации предыдущей статьи. Именно это и подчеркивается в статье. И если проект №1565 будет принят, а дело к тому идет, не все жители многоэтажек скажут разработчикам спасибо.
Иван
27 апреля 2015 г. 08:07
ЖИТЛО Простой однозначный вопрос — после изъятия из Закона «Об ОСМД» нормы об участии бывшего собственника в первом капитальном ремонте до передачи дома ОСМД, — будет законодательство содержать аналогичную норму и будет в законодательстве содержаться норма, фактически обязывающая государство (общину) передавать ОСМД дом в нормальном состоянии? Ответ тоже простой и однозначный — нет и нет. Понятно, что сейчас эта норма «мертвая», ремонты не проводятся. Понятно, что изъятие ее, возможно, ускорит передачу («спихивание») домов ОСМД. Понятно, что эта норма сейчас формальность. Однако изъятие этой нормы лишает жителей домов (и в первую очередь старых домов) права на получение капитально отремонтированного дома. Вот это принципиальный момент, потому что это идеология. Сейчас старые дома потому и не рвутся в ОСМД, что в объединении они оказываются «один на один» со своими проблемами, решение которых им часто не под силу. Это известная проблема, государство решению ее никак не способствует, а изъятием нормы лишь усугубит проблему. Опять-таки простой вопрос — выиграют ли жители ветхого или аварийного дома, ремонт которого требует миллионных вложений, от создания ОСМД. Ответ: максимум — в оплате текущих платежей и содержании, но стратегически проиграют, так как дом все равно рано или поздно развалится, и это будет уже «на совести» жителей. Кроме того, в комплексе с другими нововведениями проекта, изъятие нормы о ремонтах приближает тот «счастливый» момент, когда владельцев, которые не смогут оплатить свою долю в проведении капитального ремонта, ОСМД может выдворить «на улицу». Это тоже принципиально, так как ни проект, ни действующее законодательство таких совладельцев никак не защищает. По остальным дискутируемым нормам проекта ситуация примерно такая же. Вот об этом статья и написана. Она обозначает потенциальные проблемы, перспективы и, главное, тренд в государственном регулировании деятельности ОСМД — полный переход к формуле «своими силами». А при таком подходе ожидать от ОСМД чуда и создания объединений в большинстве домов — не приходится.
Иван
27 апреля 2015 г. 08:40
ЖИТЛО. По поводу отмены членства в ОСМД. Да, это уравняет в правах всех совладельцев в правах/полномочиях по управлению домом (участие в ОСМД). Да, некоторые или даже многие совладельцы от этого только выиграют. Да, формально, даже добровольность соблюдена — хочешь ходи на собрания и голосуй, хочешь — не ходи. Однако ваши слова о том, что «варто увагу приділяти не лише формі, а й змісту», к этой норме применимы тоже. Есть четкая конституционная норма — участие в работе общественных объединений исключительно на добровольных началах. Соблюден ли этот принцип в проекте? В полной мере нет, — именно потому, что в проекте нет четкого разделения на членов и нечленов ОСМД. Поэтому еще с 2012 года эта норма трактуется как приглашение к добровольно-принудительному участию в работе ОСМД. По этой же причине для совладельцев, которые сегодня не являются членами ОСМД и не намерены ими становиться, предложенное нововведение можно расценить как дискриминацию и покушение на их «нейтралитет». С нормой об обязательности решений ОСМД ситуация аналогичная. Да, решения которые ОСМД принимают сегодня, в основном распространяются и на нечленов. Однако в действующем законе есть четкая норма, что обязательны решения только для членов. Логика в этом железная. Пример: не может общество любителей кактусов, созданное в одном подъезде, требовать их разведения всеми жителями дома. В данном случае — аналогия полная. Кроме того — само существование объединения без членов, — нонсенс. Если есть объединение — одно должно кого- то объединять, значит, в нем должны быть члены. Предложение ликвидировать членство — по сути, предложение объединять в ОСМД всех жителей дома, что запрещает Конституция. У любого совладельца есть право отказаться от вступления в объединение. А ликвидация членства «отберет» это право у жителей домов, оставив им лишь право на участие. К тому же ОСМД имеет четкий статус — неприбыльной организации. И законность работы такой организации в «плавающем» составе, без четкого количества реальных участников — под вопросом.
Иван
27 апреля 2015 г. 09:03
ЖИТЛО И последнее. Относительно уставов. Проект, действительно, содержит норму о действии уставов в части, которая не противоречит нововведениям. По сравнению с проектом №8474 это, действительно, большой прогресс. Однако в полной мере проблему это не решает. После вступления проекта в силу деятельность ОСМД будет сильно ограничена, так как все положения уставов, касающиеся проведения собраний, принятия ими решений и т. п. автоматически утратят силу. Сомнительно, что в такой ситуации проведение ОСМД собраний будет полностью законным. Проект предписывает Кабмину издать новый типовой устав в полугодичный срок. Есть ли гарантия, что это будет сделано в установленный срок? Практика показывает, что такой гарантии нет, а разработка нужных документов иногда растягивается до бесконечности. Поэтому в идеале, в проекте нужно было уделить больше внимания корректировке уставов — условиям и процедуре. Резюме. В проекте №1565 явно видна «работа над ошибками». Он содержит намного меньше противоречивых норм, чем его проекты- предшественники. Но он создает целый ряд новых противоречий. Причем откорректировать эти противоречия уже практически нельзя. Во-первых, они — основа проекта. Во-вторых, проект уже подготовлен ко второму чтению, что оставляет незначительное пространство для маневра. А, в целом, действительно, приятно, что дискуссия по проекту проходит по существу и конструктивно, — всегда приятно дискутировать с профессионалами, которые знают проблемы «изнутри».