Рус Укр
ГлавнаяПубликацииОСМДРеформа для проформы
Новости ЖКХ
16 апреля 2024 г.
09 апреля 2024 г.
05 апреля 2024 г.
04 апреля 2024 г.
03 апреля 2024 г.
01 апреля 2024 г.
19 марта 2024 г.
07 марта 2024 г.
06 марта 2024 г.
Опросы все опросы
ЧТО ПРЕПЯТСТВУЕТ ВАМ ВОВМРЕМЯ ПЛАТИТЬ ПО СЧЕТАМ ЗА УСЛУГИ ЖКХ?
Слишком высокие тарифы
Регулярное повышение квартирной платы
Низкое качество услуг или их полное отсутствие
Не соблюдение исполнителями сроков по вывозу мусора
Бездействие ЖЭКа
Ничего, я всегда вовремя плачу
Я не считаю нужным платить за коммунальные услуги

 







 

Реформа для проформы

Говорят, государство делают сильнее те реформы, которые не смогли его убить. Аналогичная ситуация и в сфере ЖКХ, особенно в секторе жилищной политики. Как выполнялись задачи ключевых реформ в этой сфере, выяснили эксперты.
В украинских реалиях интересы большинства потребителей, проживающих в многоквартирном жилом фонде, представляют органы местного самоуправления - назначая для обслуживания неэффективные ЖЭКи. В результате такого хозяйствования жилищный фонд стареет, а качество жилищно-коммунальных услуг остается достаточно низким. К тому же растет уровень недовольства украинцев и усиливается социальная напряженность в обществе.
 
В большинстве стран мира жилищный рынок развивается за счет конкуренции (которая стимулирует рост качества услуг по разумным ценам). Спрос на этом рынке представлен объединенными потребителями (ОСМД), предложение - управляющими (управляющими компаниями), которые на конкурсной основе борются за право управлять/обслуживать дом.
 
Попытка реформировать отношения на рынке задекларированы в Законе Украины «Об Общегосударственной программе реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2009-2014 годы» от 24 июня 2004, 11 июня 2009 (далее - Программа реформирования), а также в Программе экономических реформ Президента на 2010-2014 годы «Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство» и Национальных планах действий по ее внедрению на каждый год (далее - Программа Президента).

Основными задачами обоих документов определены:

• создание конкурентной среды на рынке услуг ЖКХ (по состоянию на начало 2013 года в Украине должно действовать 20,14 тыс. ОСМД и 50% площади всего жилищного фонда обслуживаться частными управляющими компаниями (управляющими);
• стимулирование технической и технологической модернизации и повышения ресурсо- и энергоэффективности ЖКХ (уменьшение доли старых и аварийных тепловых сетей с 15,7% до 12%, снижение потребления природного газа на 15% к 2014 году, обеспечение 100% учета потребленных услуг).

Ожидалось, что в результате реализации Программы реформирования:

• завершится разработка необходимых нормативно-правовых актов, обеспечивающих устойчивое функционирование отрасли в рыночных условиях хозяйствования (а именно - создание благоприятных условий для создания и деятельности ОСМД и создание института управляющего);
• будут созданы благоприятные условия для привлечения внебюджетных средств в развитие жилищно-коммунального хозяйства и эффективный механизм дальнейшего его реформирования с привлечением иностранных инвестиций, кредитов, средств физических и юридических лиц;
• население получит жилищно-коммунальные услуги надлежащего качества в соответствии с требованиями национальных стандартов, гармонизированных с международными или региональными;
• повысится уровень мотивации граждан к участию в принятии решений в жилищной сфере, государство обеспечит защиту прав потребителей, их своевременное информирование по вопросам своих прав и обязанностей;
• общество поддерживать выполнение основных задач в рамках реформы жилищно-коммунального хозяйства.
Для достижения этих результатов Программой реформирования определен комплекс мер институционального (совершенствование работы структурных подразделений центральных и местных органов власти, которые занимаются вопросами реформирования), нормативно-правового (разработка и принятие нормативно-правовых актов), научно-технического (выполнение научных разработок по заказу Минрегиона за бюджетные средства), организационного (проведение учений, семинаров, круглых столов) и финансового (финансирование из государственного бюджета «пилотных проектов» по модернизации жилищного фонда, создание финансовых механизмов для привлечения внебюджетных средств для повышения энергоэффективности отрасли) характера.
 
Обеспечивать взаимодействие и организацию деятельности министерств, других центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, связанных с выполнением Программы реформирования должна Межведомственная комиссия по проведению реформирования жилищно-коммунального хозяйства во главе с Вице-премьер-министром. Контроль за выполнением Программы реформирования на государственной уровне должны осуществлять центральный орган исполнительной власти по вопросам жилищно-коммунального хозяйства (Минрегион) и другие центральные органы исполнительной власти. Минрегион каждый год должен представлять Кабинету Министров Украины информацию о ходе выполнения задач, определенных Программой. Кабинет Министров Украины ежегодно не позднее 1 мая должен подавать Верховной Раде Украины отчет о состоянии выполнения Программы. Общественные организации могут осуществлять общественный контроль.
Программа Президента, в основном, повторяет задачи Программы реформирования, но дополнительно предусматривает еще и реформирования системы социальной поддержки и усиление ее адресности. Координационная функция по обеспечению реализации выполнения Национального Плана Действий была возложена на Комитет экономических реформ при Президенте Украины, в котором создано подгруппу «Реформа жилищно-коммунального хозяйства».
 
В результате образовались сразу два координационные органы. Один - по реализации Программы реформирования, другой - по реализации программы Президента. Однако, работу одного из них нельзя считать удовлетворительной. После отмены должности профильного Вице-премьер-министра в 2011 году, Межведомственная рабочая группа осталась на бумаге. Комитет экономических реформ продолжает действовать, однако, по-факту, единого подхода к реформированию отрасли во властных институтов в течение 2009-2012 годов не было. Как и не происходило публичная отчетность о состоянии реализации жилищно-коммунальной реформы.
 
Как следствие, большинство мероприятий, предусмотренных и Программой реформирования ЖКХ, и Программой Президента, не было выполнено или было совершено формально.

В течение 2009-2012 годов не произошло:

• решение вопроса возмещения льгот и субсидий для жителей домов, где созданы ОСМД;
• внесение изменений в законодательство Украины, которое бы обеспечило решение насущных проблем в работе ОСМД;
• принятие законодательной базы, регулирующей деятельность управляющих (управляющих компаний);
• принятие законодательной базы относительно особенностей осуществления права собственности в многоквартирном доме;
• введение адресной монетизированного системы предоставления льгот и субсидий;
• утверждение типовых договоров о предоставлении жилищно-коммунальных услуг;
• внесение изменений в Приказ №60 Госжилкоммунхоза от 25.04.05 относительно определения «исполнителя» жилищно-коммунальных услуг;
• урегулирование вопросов, связанных с эксплуатацией, регистрацией, техническим надзором и капитальным ремонтом лифтов, газовых внутридомовых сетей;
• внесение изменений в нормативно-правовых актов об отмене государственной регистрации права собственности на многоквартирный дом его предыдущего владельца в случае 100% приватизации или отчуждения иным способом квартир;
• разработка отдельного КВЭД для ОСМД.

В процессе решения находятся такие вопросы:

• разработка типовых договоров о предоставлении ЖКУ;
• разработка механизма предоставления ОСМД льготных кредитов, в том числе с участием государственных банков. Механизм государственной поддержки «пилотных проектов» по энергосбережению и модернизации системы управления в жилищном фонде, который реализовывался в 2010-2011 годах, оказался неэффективным;
• приведение внутренних нормативно-правовых актов НКРЭ и НКРКУ в соответствии с ЗУ «Об ОСМД» и отнесение ОСМД к категории потребителей «население»;
• предоставление совладельцам многоквартирного дома информации из Реестра прав собственников на недвижимое имущество путем внесения изменений в законодательство.

В течение 2009-2012 годов удалось реализовать лишь ряд мероприятий:

• прекращение взыскания территориальными отделениями ГНС с ОСМД и ЖСК, ЖЭК экологического налога, сбора за специальное использование воды;
• включение ОСМД, уставы которых соответствуют ЗУ «Об ОСМД», в реестр неприбыльных организаций (учреждений) включения ОСМД, уставы которых соответствуют ЗУ «Об ОСМД», в реестр неприбыльных организаций (учреждений);
• внесение в Справочник квалификационных характеристик профессий работников ЖКХ профессии «Менеджер (управляющий) жилого дома (группы домов)»
• принятие Приказа Минрегиона об осуществлении мер по подготовке и переподготовки и повышения квалификации специалистов для ЖКХ;
• утверждение Постановления КМУ №599 «Об утверждении Порядка использования средств, предусмотренных в государственном бюджете для льготного кредитования юридических лиц, в том числе объединений совладельцев многоквартирных домов, для проведения реконструкции, капитального и текущего ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства».
 
Поэтому неудивительно, что на 1 января 2013 должно (по данным Минрегиона) быть зарегистрировано 15,73 тыс. ОСМД и 543 частных учреждения по обслуживанию жилищного фонда. Всплеск роста и спроса (в лице ОСМД), и предложения (управляющих компаний) приходится на 2010 год, когда население, поверив в обещания власти, создало до 12,16 тыс. ОСМД с 11,22 тыс. запланированных. Постепенно, в результате государственной политики «двойных стандартов», темпы роста и ОСМД, и управляющих компаний, снизились. По показателям Программы реформирования ЖКХ, на начало 2014 должено действовать более 32 тыс. ОСМД, подавляющее большинство из которых будут клиентами управляющих компаний. Однако, понятно, что этого не произойдет.
ОСМД продолжают бороться за свое выживание и отстаивают право на самообеспечение, в то время, когда бизнес не спешит инвестировать в жилищный рынок. Реальных управляющих компаний (управляющих) на сегодня практически нет. Подавляющее большинство созданных частных капиталом предприятий по обслуживанию жилья (из 543), обслуживает новый жилой фонд (так называемые управляющие компании, созданные застройщиками). К тому же, 90% таких учреждений не были избраны совладельцами (а именно такой выбор является основным условием конкуренции, в результате чего должна расти качество жилищно-коммунальных услуг), а «назначены» органом местного самоуправления. В то время, модернизация жилого фонда происходит крайне медленно.

Состояние выполнения общенациональной программы реформирования ЖКХ на 2009-2014 гг..
 
програма реформ ЖКХ
 для увеличения - нажмите на изображение
 
Выполнение Национального плана действий по реформированию ЖКХ на 2011-2014 гг..
план реформування ЖКГ 2011-2015
для увеличения - нажмите на изображение
 
Татьяна Бойко, координатор жилищно-коммунальных программ Гражданской сети ОПОРА
 
Комментарии (1)
Sergiy
10 апреля 2013 г. 10:15
Ми ж йдемо в Європу і не будемо красти, як в Росії(тому і досвід сусідів по управляющим компаніям як не європейський приклад негативний - пугало). Треба привести досвід тої ж таки Естонії, та не забути про одночасність їхніх реформ в ЖКГ, які співпали по часу (зокрема оплати праці,з земельних відносин,енергозбереження та інше).