Рус Укр
ГлавнаяПубликацииЗаконодательствоУправление домами: реформирование «напролом»
Новости ЖКХ
26 апреля 2024 г.
23 апреля 2024 г.
18 апреля 2024 г.
16 апреля 2024 г.
09 апреля 2024 г.
05 апреля 2024 г.
04 апреля 2024 г.
03 апреля 2024 г.
01 апреля 2024 г.
19 марта 2024 г.
Опросы все опросы
ЧТО ПРЕПЯТСТВУЕТ ВАМ ВОВМРЕМЯ ПЛАТИТЬ ПО СЧЕТАМ ЗА УСЛУГИ ЖКХ?
Слишком высокие тарифы
Регулярное повышение квартирной платы
Низкое качество услуг или их полное отсутствие
Не соблюдение исполнителями сроков по вывозу мусора
Бездействие ЖЭКа
Ничего, я всегда вовремя плачу
Я не считаю нужным платить за коммунальные услуги

 







 

Управление домами: реформирование «напролом»

Жителям многоквартирных домов впору примерять на себя «шкуру» миноритарных акционеров. Кабмин настойчиво продвигает новую систему управления многоэтажками и голосования «метрами» по аналогии с пакетами акций в бизнесе. Ничего хорошего это не сулит.

Среди 9 сотен законопроектов, включенных в повестку дня текущей сессии Верховной Рады, ЖКХ непосредственно касаются чуть больше 20, то есть около 2%. Примерно такое же количество проектов с ЖКХ связано косвенно — это проекты, регулирующие деятельность предприятий коммунальной собственности, земельные отношения, поставку энергоносителей, создание рынка газа и т. п. Но даже в таком скудном перечне нашлось место для разнообразных и экзотических законопроектов. Если дело дойдет до их рассмотрения и принятия, в Украине многое изменится: восстанут «из пепла» жилищно-коммунальные инспекции, стартует система мониторинга потребления и оплаты коммунальных услуг, ОСМД обретут статус коллективного потребителя ЖКУ, а коммунальщики лишатся права на внесудебное отключение неплательщиков, появится база для развития городских электричек, будут введены парковочные талоны, а за покупку или пользование ворованными водопроводными люками будут сажать на срок до 5 лет. Но все это проекты с неопределенными или сомнительными перспективами. 

В отличие от них у проекта №1565 «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме» перспективы ясные и многообещающие. И дело тут не только в том, что это один из двух правительственных проектов (наряду с проектом нового Закона «О жилищно-коммунальных услугах»), которые, по мнению Кабмина, принципиально изменят ситуацию в сфере управления многоэтажками. И не в том, что в проекте №1565, по сути, содержится «два в одном», так как он переписывает набело закон об ОСМД (при этом выходя «за рамки» заявленной темы и, тем самым, нарушая правила законотворчества). 

Государство умывает руки

Главной движущей силой законопроекта является стремление к полному разгосударствлению жилищно-коммунальной сферы и снятию с государства обязательств по финансированию и содержанию многоквартирных домов. Проще говоря, жителей многоэтажек хотят отправить в «свободное плавание» вместе с их проблемами и домами, требующими капитальных ремонтов и модернизаций, тем более что де-факто жилфонд и так находится в «свободном плавании». 
 
Идея эта не нова, поэтому не удивительно, что нет новизны и в положениях проекта №1565. Многие из них слово в слово скопированы из проекта № 3793 «Об особенностях собственности в многоквартирном доме» времен премьерства Азарова, (разница лишь в том, что то был депутатский проект, а теперь — правительственный). Некоторые нововведения проекта №1565 своими корнями уходят еще глубже и имеют полуторадесятилетний стаж «брожения» в парламенте.
 
Однако символично другое. Главное научно-экспертное управление Верховной Рады уже полтора года твердит о том, что принимать проект в предложенном виде нельзя. В отношении депутатского проекта 2013 года парламентские эксперты были категоричны и рекомендовали отклонить его. В отношении теперешнего, доработанного проекта эксперты смягчили свою позицию, но и его предложили не принимать, а отправить на кардинальную доработку. Тем не менее, Верховная Рада одобрила проект №1565 в первом чтении. А это значит, что мечта о снятии с государства ответственности за состояние жилфонда как никогда близка к реальности. И вступить в силу новые-старые поправки могут уже 1 июля 2015 года — это предусмотрено документом. 

Не голоса важны, а метры

Ключевое нововведение проекта №1565 — революционное изменение системы принятия решений по управлению многоэтажками. Сегодня законодательством предусмотрена только одна форма коллективного управления — посредством ОСМД. При этом в основу принятия решений положен простой арифметический принцип: один человек — один голос. При создании ОСМД, каждый собственник жилья на учредительном собрании имеет один голос, независимо от размера и количества помещений, которыми он владеет. А само учредительное собрание считается правомочным, если в нем участвует более половины владельцев жилья. Решения на собраниях участников ОСМД принимаются по такой же схеме.
 
 
Проект №1565 эту схему ломает, а вместо нее устанавливает систему голосования «метрами»: наделяет собственников жилья количеством голосов, пропорциональным общей площади квартир и нежилых помещений, которыми собственник владеет. А в домах без ОСМД — прямо привязывает принятие решений к «метражу» жилья участников собраний. По сути, законотворцы предложили преобразовать многоэтажки в своеобразные акционерные общества, в которых все решает размер пакета акций. Только акции проект заменяет «метрами».
 
Понятно, что владельцам обычных квартир нововведение не сулит никаких бонусов и преимуществ. А вот «мажоритарные акционеры», собственность которых в многоэтажках измеряется лестничными площадками, этажами, блоками и подъездами, могут существенно выиграть. В случае принятия проекта, у них появится больше возможностей как для проталкивания нужных решений, так и для их блокирования.
 
Правда, проект №1565 содержит целый ряд норм, защищающих жителей многоэтажек от перегибов голосования «метрами». Так, для ОСМД проект предусматривает, что при нахождении «в одних руках» более 50% площади жилых и нежилых помещений голосование проводится по старинке — по принципу «один участник — один голос». При этом любое решение считается принятым лишь в случае, если за него проголосовало более половины совладельцев недвижимости, а для принятия самых важных решений (о размере квартплаты, проведении капремонтов, строительстве хозяйственных сооружений и т. п.) необходимо согласие 75% совладельцев. В довершение ко всему, проект позволяет ОСМД прописывать в уставах альтернативные способы подсчета голосов. 

Преодолеть — легко и просто!

Вот только не факт, что эти ограничения станут надежным заслоном от злоупотреблений. Лимит в 50% «метража» легко обходится распределением недвижимости между членами семьи или связанными лицами, о которых в проекте не сказано ни слова. В выполнении требования о голосовании 50% совладельцев квартир тоже нет ничего невозможного, особенно в небольших домах. А в больших домах с необходимым количеством жителей, как правило, можно договориться — успешный опыт «задабривания» избирателей продуктовыми наборами и прочими скромными материальными благами это наглядно подтверждает. 
 
Более того, для режима непосредственного управления дома (то есть без создания ОСМД или привлечения управляющего), прописанного в проекте №1565, процедура принятия решений ограничена голосованием «метрами», и лишь при концентрации у кого-либо из совладельцев более 50% «метража» требуется одобрение решения половиной совладельцев. 
 
Вместе с тем, возможности по блокированию решений у домовых «мажоритариев» при принятии проекта в обоих случаях возрастут. В ОСМД — при подсчете голосов, а в домах «на самоуправлении» — непосредственно при принятии решений. В связи с чем возникает вопрос, зачем вообще огород городить и внедрять принципы управления акционерными обществами в жилищной сфере? Тем более, что для демонстрации «блеска и нищеты» этой модели управления далеко за примерами ходить не надо: события вокруг «Укрнафты» у всех на слуху. Конечно, многоквартирный дом — не нефтяная компания, а владельцев критически больших пакетов «метров» на жилищном рынке не много. Но суть от этого не меняется. Кабмин предлагает ранжировать совладельцев квартир по имущественному признаку, что, мягко говоря, неправильно. 

Эксплуатации ради, а не прибыли

Вообще, идея о подсчете голосов жителей многоэтажек «метрами» возникла еще в 1999 году. Ее сторонниками выступили депутаты-разработчики альтернативных проектов законов об ОСМД №3211 и №3211-1. Парламентские эксперты эту идею тогда же забраковали, обосновав свою позицию тем, что ОСМД создаются с целью представительства совместных интересов участников и для эксплуатации имущества, находящегося в совместной собственности, а не для получения прибыли. 
 
 
С тех пор прошло уже 15 лет, но контраргументы не утратили своей актуальности. Тем не менее, «метражные» нормы периодически «всплывают» в разных законопроектах. В частности, привязка к метражу содержалась в первоначальной версии проекта №8474, который в 2012 году чуть было не стал законом и «сошел с дистанции» лишь после того, как Президент наложил на него вето. На этот раз, против спорного нововведения выступило Главное юридическое управление парламента. Оно пришло к выводу, что голосование «метрами» противоречит статье 24 Конституции, согласно которой все граждане равны перед законом, и положениям Гражданского кодекса о совместном владении общей собственностью в многоэтажках. И это при том, что проект №8474 предлагал точечное «метражное» нововведение — при принятии ОСМД лишь самых важных решений. Теперь же привязка к площади недвижимости в проект заложена тотальная — при принятии большей части решений. Так что и последствия изменения системы голосования могут быть более глобальными.

Не метром единым

К сожалению, «метражные» нововведения – не единственные, и, возможно, не самые резонансные спорные нормы проекта №1565. Система управления домами без ОСМД и управляющих прописана в нем фактически «для галочки»: в предложенном виде она не жизнеспособна и лишь создает дополнительные возможности для махинаций. Деятельность управляющих он также не регламентирует, так как этому посвящен проект-сателлит Закона «О жилищно-коммунальных услугах». Нововведения, касающиеся ОСМД, закрывают не все существующие бреши в законодательном регулировании. При этом владельцев жилья проект ставит перед непростым выбором между созданием ОСМД и приглашением управляющего. На раздумья он отводит всего год. 
 
Однако последние данные, обнародованные Минрегионом, большого оптимизма не внушают. По состоянию на 1 марта в Украине насчитывалось 16558 ОСМД (это менее 7% от общего количества многоэтажек с учетом домов низкой этажности: от 2 до 5 этажей). За первые два месяца 2015 года в стране создано 52 ОСМД. Частных предприятий по содержанию жилого фонда сейчас чуть больше 500. Эта статистика — не от хорошей жизни, и бурного развития самоуправления в жилищной сфере. Кому станет лучше, если новые ОСМД и управляющие конторы в многоэтажках появятся «из под палки»?
 
Валентин Хорошун, специально для ИА «Украина Коммунальная»
 
Комментарии (3)
Иван 2
26 марта 2015 г. 07:57
Сантехник Троль Речь вовсе не о том, что «мажоритарные акционеры» владеют лестничными площадками и подъездами. Просто не нужно воспринимать буквально. «Мажоритарные акционеры» в данном случае потому и взяты в кавычки, что под ними подразумеваются владельцы больших объемов жилплощади — не одной, а нескольких квартир. Есть владельцы, которые выкупили все квартиры на лестничной площадке, есть владельцы, которые владеют всеми квартирами на этаже или в подъезде. Поэтому выражение « собственность измеряются лестничными клетками» трактовать можно именно как владение всеми квартирами на одной или нескольких лестничных клетках и т. п. Так что с пропорциональностью в совместной собственности все в порядке.
Иван 2
26 марта 2015 г. 08:41
ЖИТЛО Аналитика состоит вовсе не в том, чтобы вещать о том, «ах, какой замечательный проект» и «ух, как заживут собственники квартир» после его принятия. Чтобы «вкусить прелести» проекта №1565, достаточно прочитать вывод Главного научно-экспертного управления на сайте ВР -http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=53058. Станет ли «жить хорощо» от принятия такого проекта? Это вряд ли. При этом проект №1565 — не новый, многие о нем писали, в том числе, и УК – например, здесь и здесь:http://osbb.jkg-portal.com.ua/ua/publication/one/bagatopoverkhvki-jdut-u-vlne-plavannja-40651 и http://osbb.jkg-portal.com.ua/ua/publication/one/mnogoetazhki-sobstvennikov-zhdut--39726. Не правда ли, было бы странно, если бы каждый раз о проекте писали «как с чистого листа» — в общем и в целом, обзорно, но по верхам? Именно поэтому в статье акцентировано внимание на одной из ключевых норм – «голосовании метрами». Что же касается тезиса о том, что «проект, наконец, предоставляет совладельцам…» — это тоже большой вопрос. И «прелести» подобного самоуправления тоже уже описаны, например, в недавней публикации «Законопроект №1565: закрепление феодализма в Украине на бытовом уровне» на http://lentanews.in.ua/node/103. Добавить к этому, в, общем то, нечего. Право и самоуправление — это, конечно, хорошо. Но когда на практике воспользоваться им нельзя, а злоупотребить, напротив, можно — вряд ли этому стоит радоваться. Что же касается «метров», то они, конечно, важны. Но распределение затрат и управление совместной собственностью — две большие разницы. Опять-таки, по причине открытия «ящика Пандоры». Жизнь ОСМД проект меняет, но закрывает далеко не все бреши. Это отдельный разговор. И, в целом, вносить такие изменения нужно отдельным законом. Так что, возможно, проект №1565 может и стать «первым шагом вперед». Только, как бы после такого шага не пришлось делать два шага назад.
Иван 2
26 марта 2015 г. 09:12
Ігор Турлюн. Голосование «метрами» в ОСМД и многоэтажках потому и является спорным, что сравнивать «долевое» управление на предприятиях и управление совместной собственностью в домах не совсем корректно. В хоздеятельности, все просто — вы вложили, например, гривну (купили акцию), по сути, «в рост» — в надежде на получение прибыли. Кто-то вложил сто (купил контрольный пакет), и «рулит» предприятием как хочет. Отличие в том, что вас никто не неволит вкладывать гривну, вы осознанно доверяетесь мажоритарщику. Если он появляется в процессе деятельности (наращивания доли, захвата предприятия) — все сложнее, но это нюансы. Любой бизнес — на свой страх и риск, а защитником миноритариев долно выступать государство. В доме по закону права на совместную «недолевую» собственность у всех равны. Поэтому собственник однокомнатной квартиры имеет такие же права, как и собственник десятикомнатной, и так и должно быть. В противном случае, начнет действовать закон бизнеса-джунглей. И у собственников десятикомнатных квартир появится возможность «довлеть» над жильцами маленьких квартир, вплоть до их выселения и «честного» отъема жилья. Это, конечно, крайности, но законодательство должно их учитывать. В проекте такая попытка предпринята, но в ней есть узкие места. Плата, да, взимается пропорционально размеру квартирных владений — но это немного другая «опера». Аргументы экспертов против голосования «метрами» в статье изложены. Они — «из прошлого», других проектов, но по-прежнему « в игре». Так как возразить против этих аргументов и сегодня, в общем-то, нечего.