Рус Укр
ГлавнаяПубликацииОСМДСубсидии на оплату ЖКХ - украинский «Титаник»
Новости ЖКХ
02 мая 2024 г.
01 мая 2024 г.
30 апреля 2024 г.
26 апреля 2024 г.
23 апреля 2024 г.
18 апреля 2024 г.
16 апреля 2024 г.
09 апреля 2024 г.
05 апреля 2024 г.
04 апреля 2024 г.
Опросы все опросы
ЧТО ПРЕПЯТСТВУЕТ ВАМ ВОВМРЕМЯ ПЛАТИТЬ ПО СЧЕТАМ ЗА УСЛУГИ ЖКХ?
Слишком высокие тарифы
Регулярное повышение квартирной платы
Низкое качество услуг или их полное отсутствие
Не соблюдение исполнителями сроков по вывозу мусора
Бездействие ЖЭКа
Ничего, я всегда вовремя плачу
Я не считаю нужным платить за коммунальные услуги

 







 

Субсидии на оплату ЖКХ - украинский «Титаник»

Проблемы многоквартирного дома проявляются и актуализируются, когда в нем создается объединение совладельцев многоквартирных домов (ОСМД), и жизнь собственников – жильцов дома – регламентируется законом, уставом и правилами.
Одной из проблем, которая была поднята на заседании Кабинета Министров 14 декабря 2011 года, являлась проблема предоставления и возмещения субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг гражданам, проживающим в домах, где созданы ОСМД, и которые по закону имеют право на такую льготу.
 
Процедура предоставления льгот и субсидий, а также компенсации затрат на их выплату, годами отработана: жители защищены, предприятия - поставщики коммунальных услуг «борются» за возмещение затрат из бюджета. При этом, естественные монополисты относятся к юридическим лицам со статусом прибыльных организаций и, соответственно, могут позволить себе списать эти расходы на убытки.
 
В отношении ОСМД все намного сложнее. Во-первых, согласно ст. 25 Закона Украины «Об объединении совладельцев многоквартирных домов» органы местного самоуправления должны передать полномочия по предоставлению льгот и субсидий. Не во всех регионах Украины это происходит. 
 
Во-вторых, не читая Закона «Об ОСМД», для получения из государственного бюджета возмещения затрат по предоставлению льгот и субсидий местные чиновники, руководствуясь ЗУ «О ЖКУ» и ЗУ «Об ОМС» заставляют объединения согласовывать тариф, приравнивая ОСМД к исполнителям услуг. Тем самым они подвергают ОСМД опасности возникновения у них налоговых обязательств как юридических лиц со статусом неприбыльной организации.
 
Кроме того, таким образом, местные власти ущемляют права жильцов, которым положены льготы и субсидии: в тех случаях, когда ОСМД отказывается согласовывать тариф, эти жители вынуждены оплачивать в полном объеме все начисления по содержанию домохозяйства. Часто это чревато конфликтами, которые, случалось, доходили до судебных разбирательств между жильцом и объединением.
 
Министерство регионального развития, строительства и ЖКХ, а также Министерство социальной политики дали свои разъяснения в пользу ОСМД, но на местах до сих пор процедуры не изменены. Это связано с тем, что многие порядки утверждены городскими советами и исполкомами, скреплены гербовыми печатями. Но вышеизложенные факты - это надводная поверхность айсберга, который может потопить «Титаник» законодательства по льготам и субсидиям.
 
Дело в том, что законы, регулирующие правоотношения в части выплаты и получения льгот принимались еще в 90-х годах, и базировались эти нормативные акты на законодательстве СССР о социальной защите. В то время квартиры были государственной собственностью. Исключение составляли кооперативные квартиры в домах ЖСК, где льготы жильцам не предоставлялись (по принципу - если смог купить квартиру, значит сможешь эту квартиру содержать). Жильцов многоквартирных домов называли квартиросъемщиками, и они считались пользователями государственной собственностью – квартирой. 
 
Сейчас в жилом фонде Украины насчитывается 98% собственников квартир в многоквартирных домах. Став владельцем квартиры, граждане получили право распоряжаться своим имуществом, а также обязательство содержать данное имущество.
 
А что же написано в законах, регламентирующих выплату льгот применительно к вопросам собственности? «Предоставляется скидка на пользование жильем». Возникают резонные вопросы: «пользование жильем» и «содержание домохозяйства» - термины взаимозаменяемые? Если это разные понятия, то собственнику жилья не положена льгота, а гражданину, который проживает, но фактически не является собственником – положена. Тогда почему повсеместно льгота предоставляется собственнику жилья и возмещаются затраты из дефицитного государственного бюджета?
 
Почему никто из заинтересованных сторон в профильных министерствах, народных депутатов не читает и не инициирует внесение изменений в эти законы? Также остается открытым другой вопрос: если предоставляется льгота собственнику квартиры, то почему не предоставляется льгота на пользование жильем собственнику частного сектора? 
 
Законодательство Украины, регламентирующее субсидирование населения, которое было принято позже, уже правильно трактует понятие предоставления помощи, в том числе, и собственникам квартир, в качестве помощи на содержание жилья. В данном случае и собственники домов в частном секторе могут рассчитывать на получение господдержки в рамках действующего закона.
 
Интересно руководить ОСМД: знать нужно много, чтобы защищать главное достижение демократии - право собственности гражданина на достойное проживание в многоквартирном доме.
 
Юлия Самойлова, член Национального совета по вопросам ОСМД, член правления «Союза собственников жилья Украины», глава фонда «Содействие» (г. Харьков). 
 
Комментарии (0)