Рус Укр
ГлавнаяПубликацииЖильеРеализация жилья за коммунальные долги: миф или реальность
Новости ЖКХ
19 сентября 2019 г.
18 сентября 2019 г.
17 сентября 2019 г.
16 сентября 2019 г.
13 сентября 2019 г.
12 сентября 2019 г.
09 сентября 2019 г.
05 сентября 2019 г.
04 сентября 2019 г.
Опросы все опросы
ЧТО ПРЕПЯТСТВУЕТ ВАМ ВОВМРЕМЯ ПЛАТИТЬ ПО СЧЕТАМ ЗА УСЛУГИ ЖКХ?
Слишком высокие тарифы
Регулярное повышение квартирной платы
Низкое качество услуг или их полное отсутствие
Не соблюдение исполнителями сроков по вывозу мусора
Бездействие ЖЭКа
Ничего, я всегда вовремя плачу
Я не считаю нужным платить за коммунальные услуги

 




 


 

Реализация жилья за коммунальные долги: миф или реальность

В условиях постоянного повышения тарифов на коммунальные услуги и совсем незаметного улучшения уровня жизни населения возникает закономерный вопрос: а настолько далеко то время, когда за коммунальные долги будут забирать недвижимое имущество?!

За несколько лет в Украине значительно выросли цены на энергоносители и коммунальные услуги. И хотя пока последние повышения в полной мере не отразились в данных Государственной службы статистики, они вполне могут стать причиной приумножения задолженности за ЖКУ уже в ближайшее время и на конец года подвести ее до астрономических сумм.

Заметим, по информации Госстата, на протяжении 9 месяцев текущего года населением страны уплачено за жилищно-коммунальные услуги 34,5 млрд грн, а за электроэнергию – 9,3 млрд грн. Это соответственно составляет 100,4% и 118,5% начисленных за этот период сумм.
 
При этом задолженность населения по оплате жилищно-коммунальных услуг уменьшилась в сентябре текущего года по сравнению с августом на 2,9% и на начало октября составила 11,87 млрд грн, средний срок задолженности населения за все услуги составил 3,1 месяца. Задолженность украинцев по оплате электроэнергии в это время фиксировалась на уровне 2,35 млрд грн.
 
Как видим, динамика положительная, однако нужно принять во внимание, что до начала отопительного периода расчеты за ЖКУ всегда высокие, поскольку в них не включена стоимость централизованного отопления для жильцов многоквартирного дома и газа который используется для отопления владельцами частного сектора. А это львиная доля «коммунальной» платежки.
 
В 2014 году, кстати, ситуация была сходной, однако на конец года задолженность населения за жилищно-коммунальные услуги, в том числе и электроэнергию, превысила 17,3 млрд грн (долг за ЖКУ – 14,7 млрд грн, долг за электроэнергию – 2,6 млрд грн). Из них 2,8 млрд грн – прирост задолженности в течение соответствующего года. 
 
Примечательно, такого резкого роста долгов - на 23,5% - в Украине не было, пожалуй, с середины 90-х годов.
 
Причиной приумножения задолженности за ЖКУ послужило тогдашнее повышение тарифов. Напомним, с 1 мая 2014 года в Украине почти на 60% выросли тарифы на газ для нужд населения. До этого стоимость «голубого» топлива не менялась с августа 2010 года. Минимальный тариф составлял 720 грн за тыс. куб. м. С 1 июля увеличились тарифы на тепловую энергию для населения. В среднем по стране их прирост составил 40%. А с 21 ноября украинцы начали платить за тепло еще больше - вступило в силу постановление НКРЭКУ №146. 
 
В текущем году стоимость энергоносителей и тарифы на коммунальные услуги выросли еще больше. Как известно, согласно постановлению НКРЭКУ №583, с 1 апреля стоимость газа, используемого населением для приготовления пищи и/или подогрева воды составляет 7,188 грн за 1 куб. м; для индивидуального отопления или комплексного потребления: в период с 1 мая по 30 сентября (включительно) – 7,188 грн за 1 куб. м; в период с 1 октября по 30 апреля (включительно): за объем, потребленный до 200 куб. м природного газа в месяц (включительно), – 3,6 грн за 1 куб. м; за объем, потребленный свыше 200 куб. м природного газа в месяц, – 7,188 грн за 1 куб. м. Таким образом, минимальная стоимость «голубого» топлива выросла в 3,3 раза по сравнению с ранее действующим ценам. 
 
Тарифы на электроэнергию, согласно постановлению НКРЭКУ №220, с 1 апреля повысились в среднем до 51,2 коп. за кВт-ч, или на 45,2%, а с 1 сентября снова выросли - в среднем до 62,8 коп. за кВт-ч, что на 23% больше по сравнению с «весенним» тарифом. Так, для населения, которое потребляет до 100 кВт-ч электроэнергии в месяц (150 кВт-ч - для сельской местности), в том числе, проживающего в домах, оборудованных кухонными электроплитами, тариф составляет 45,6 коп за кВт-ч; для населения, которое потребляет от 100 до 600 кВт-ч электроэнергии в месяц - 78,9 коп. за кВт-ч; для населения, потребляющего свыше 600 кВт-ч электроэнергии в месяц - 147,9 коп. за кВт-час. 
 
 
Соответственно изменились тарифы и на другие коммунальные услуги – централизованное теплоснабжение, горячее и холодное водоснабжение и водоотведение. Поскольку в тарифах на эти услуги «топливная» составляющая.
 
Так, уже в ноябре население получит платежки с частичным включением стоимости отопления, а в декабре – счета, в которых отразятся все названные повышение цен и тарифов на энергоносители и коммунальные услуги. Таким образом, прогнозируемо, «коммуналка» в среднем подорожает: в однокомнатной квартире (32 кв. м) – до 900 грн, двухкомнатной (45 кв. м) – до 1450 грн, трехкомнатной (65 кв. м) - до 2010 грн. Что почти вдвое больше, чем в марте текущего года.
 
Поскольку уровень доходов населения в 2015 году существенно не изменился по сравнению с 2014 годом, зато произошел спад производства во всех отраслях экономики, инфляция достигла 74% порога, вырос уровень безработицы, и так далее - может сложиться ситуация, что малоимущие украинцы физически не смогут оплачивать слишком большие счета коммунальных платежей. Соответственно возникает закономерный вопрос – не дойдет ли до того, что за неуплату за жилищно-коммунальные услуги на их единственное жилье, где фактически проживает семья, может быть обращено взыскание, то есть из-за отсутствия возможности оплатить коммунальные платежи семью выселят из квартиры за долги?
 
Весной, когда Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг были утверждены новые тарифы, начальник Управления экономики систем жизнеобеспечения Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Наталья Хоцяновская, замечала, что санкции против «коммунальных» должников не исключены. В частности, чиновница упомянула о Законе «Об исполнительном производстве», одной из норм которого предполагается выселение и реализация недвижимого имущества неплательщика. «Мне не хотелось бы, чтобы мои слова были восприняты таким образом, что завтра начнется отъем имущества у должников. Но хочу сказать, что действительно с этой позорной практикой, которая разрушает всю систему предоставления и получения жилищно-коммунальных услуг, нужно, наверное, перейти к более жестким мерам для того, чтобы эту ситуацию изменить и все же заставить неплательщиков проводить расчеты», - сказала она.
 
Наряду с этим, по словам госпожи Хоцяновской, для борьбы с неплательщиками Минрегион также инициировал внесение изменений в Закон «О жилищно-коммунальных услугах», предусматривающие введение пени за несвоевременную оплату ЖКУ в размере 0,1% от суммы неплатежа. 
 
Поэтому, угроза потерять недвижимость вполне реальная и Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства такие методы борьбы с «коммунальными» неплательщиками поддерживает. Однако, заметим, в соответствии с тем же Законом «Об исполнительном производстве», взыскание на недвижимое имущество допускается, если это не единственное жилье должника, а сумма его долга превышает 10 минимальных заработных плат (с сентября 2015 года – 13,78 тыс. грн). Этой нормой документ был дополнен в 2011 году.
 
Впрочем, даже если соответствующие условия возбуждено, изъятие недвижимости за долги – это крайняя мера. Сначала должнику предоставляется возможность добровольно уплатить долг в течение недели. Если расчет не произведен – в первую очередь взыскание налагается на денежные средства должника; в случае, когда их не хватает - на движимое или ценное имущество; затем на отдельный земельный участок (если такой есть); недвижимое имущество и в последнюю очередь - на жилье, в котором проживает должник. Но когда доходит до крайностей – на такое жилье сначала налагается арест, производится оценка стоимости, и только после этого оно выставляется на аукцион. Для принудительного же выселения нужен отдельный вердикт суда, что еще больше усложняет процедуру.
 
 
Таким образом, должник имеет достаточно времени, чтобы спасти свою недвижимость. К примеру, если квартира - единственное жилье, можно оплатить часть долга, чтобы сумма задолженности не превышала установленный барьер в 10 минимальных зарплат.
 
Обидно только, что у должников есть только одно право - погашать долги. Даже если к их приумножению привели объективные причины, которые перечислялись выше.
 
Конечно, на законодательном уровне есть попытки установления справедливости. Так, в конце марта в Верховной Раде был зарегистрирован проект Закона №2460 «Об установлении моратория на выселение, взыскание жилья, начисления и взыскания пени и других штрафных санкций за жилищно-коммунальные услуги и приостановлении их предоставления (отключения)», а на днях ему компанию составил еще один законодательный документ - проект Закона №3406 «О внесении изменений в Закон Украины «Об исполнительном производстве» относительно защиты жилищных прав граждан».
 
Первым законопроектом (№2460) предполагается введение моратория на принудительное взыскание жилья, которое принадлежит гражданам Украины, во время принудительного исполнения решений судов по взысканию задолженности за ЖКУ, а также на начисление и взыскание пени и других штрафных санкций, отключения жилищно-коммунальных услуг гражданам в случае несвоевременного осуществления ими платежей за соответствующие услуги. При этом подчеркивается, что такой мораторий не распространяется на должников, среднемесячный совокупный доход семьи которых за предыдущий год составляет не менее пятикратного размера прожиточного минимума для семьи. 
 
Кроме того, соответствующим документом предлагается временно, до 31 декабря 2016 года, установить мораторий на выселение граждан за несвоевременную оплату ЖКУ из жилых помещений в домах государственного, общественного жилищного фонда и жилищного фонда социального назначения. 
 
Вторым законопроектом (№3406), согласно пояснительной записке, предусматривается установление запрета обращать взыскание на единственное жилье должника по задолженностям за жилищно-коммунальные услуги, если соотношение ежемесячного дохода семьи к счетам за эти услуги (совокупно за месяц в пределах социальных норм) составляет более 15%.
 
Однако, не только принятие этих документов, но и то, что они смогут дойти до рассмотрения Верховной Радой, довольно сомнительно. Более реальное к воплощению на практике недавнее протокольное решение Национальной комиссии о рекомендации поставщикам природного газа, которые поставляют природный газ бытовым потребителям, дополнить письменное предупреждение об отключении потребителя от газоснабжения в случае неоплаты предоставленных услуг информации о возможности оформления жилищной субсидии с приглашением соответствующего органа социальной защиты населения, а также не допускать до принятия соответствующего решения органом социальной защиты отключение от газоснабжения потребителей, которые подали необходимые документы для оформления субсидии. Но что это? - капля в море.
 
Анастасия Люк
 
Комментарии (3)
Александр2
17 ноября 2015 г. 12:51
Сталин, тот только еду отбирал у нищих украинцев во время "голодомора", а эти и еду уже отобрали, и жилье собрались отнимать.
Коля Пухов
17 ноября 2015 г. 21:59
ТОВ "Київгаз" ДП "Київгазенерджи" та ТОВ "Євро-реконструкція" тепер не зазначають у правій частині рахунку нараховану ними суму. Ця сума зазначається лише у лівій частині рахунку, яка після оплати залишається у споживача. Вважаю, що це робиться навмисно з метою подальших шахраювань та зловживань, оскільки дивлячись на праву частину рахунку не зрозуміло, на якій підставі споживач заплатив ту чи іншу суму.
Коля Пухов
22 ноября 2015 г. 22:47
За моїми підрахунками, шляхом виселень та ішими способами позбавлення засобів існування за роки незалежності, а особливо під час президентства Януковича, було знищено більше українців, ніж під час сталінського голодомору.