Рус Укр
ГлавнаяИнтервьюИнтервью«Надо переименовать сферу и определить, что мы делаем в сфере жилищной политики», - Алена Бабак
Новости ЖКХ
05 декабря 2019 г.
03 декабря 2019 г.
21 ноября 2019 г.
18 ноября 2019 г.
14 ноября 2019 г.
07 ноября 2019 г.
06 ноября 2019 г.
05 ноября 2019 г.
01 ноября 2019 г.
Опросы все опросы
ЧТО ПРЕПЯТСТВУЕТ ВАМ ВОВМРЕМЯ ПЛАТИТЬ ПО СЧЕТАМ ЗА УСЛУГИ ЖКХ?
Слишком высокие тарифы
Регулярное повышение квартирной платы
Низкое качество услуг или их полное отсутствие
Не соблюдение исполнителями сроков по вывозу мусора
Бездействие ЖЭКа
Ничего, я всегда вовремя плачу
Я не считаю нужным платить за коммунальные услуги

 




 


 

«Надо переименовать сферу и определить, что мы делаем в сфере жилищной политики», - Алена Бабак

В конце 2014 года был сформирован новый состав Комитета Верховной Рады по вопросам строительства, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Как работается Комитету в новом году? - рассказывает заместитель Председателя Комитета Алена Бабак.

В течении прошлого года в Украине произошло полное обновление власти: с июня у нас новый Президент, с ноября - парламент, в начале декабря был представлен новый состав Кабинета Министров, а в конце - комитетов Верховной Рады. Поэтому, «Украина Коммунальная» решила посетить профильный комитет - Комитет Верховной Рады по вопросам строительства, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства - и поинтересоваться его деятельностью с новыми силами и в новом году. В частности, нам удалось пообщаться с заместителем председателя Комитета Аленой Бабак.

- Представители отрасли жилищно-коммунального хозяйства знают Вас по деятельности в «Институте местного развития», сейчас Вы заместитель председателя Комитета Верховной Рады по вопросам строительства, градостроительства и ЖКХ. Чем Вы занимаетесь и достаточно ли у Вас полномочий для влияния на принятие того или иного законопроекта в сфере жилищно-коммунального хозяйства? 
 
- На сегодня я народный депутат от фракции «Объединение «Самопомощь» и заместитель председателя Комитета по вопросам строительства, градостроительства и ЖКХ. Сфера моей компетенции, за которую я отвечаю и которой занимаюсь - жилищно-коммунальное хозяйство. Все отрасли, связанные с предоставлением жилищно-коммунальных услуг: водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, содержание домов, управление домами, энергоэффективность зданий - все это сфера моей компетенции.
 
Что касается достаточности полномочий. Я считаю, что у меня есть все возможности влиять на то или иное решение при достаточной аргументации. В нашей фракции механизм такой: по каждому законопроекту мы проводим голосование, и если есть согласие большинства за то или иное положение, вся фракция голосует за такое положение. Поэтому, если есть инициативы в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в сфере строительства, градостроительства, которые в компетенции всего комитета в целом, которые отвечают интересам общества, которые по профессиональным нашим оценкам и оценкам тех, кто имеет непосредственное отношение к этим вопросам таковы, что стоит принять то или иное решение, то фракция его поддерживает. И я вижу уже из последнего опыта, если решение обосновать, его потом поддерживает и парламент в целом. В комитете у нас также абсолютно нормальная практика обсуждения законопроектов. Все члены комитета достаточно внимательно относятся к аргументам, которые каждый из нас приводит. И если аргументы разумные, общепринятые и понятные, то соответственно и комитет принимает взвешенные решения за или против. 
 
- Можете ли Вы гарантировать, что Комитет по вопросам строительства, градостроительства и ЖКХ больше не допустит принятия законопроектов без обсуждения в комитете, так как это было, к примеру, 9 апреля прошлого года с законопроектом №4644-д, который все коммунальщики знают как Закон №1198-VII, который разрушил всю существующую систему отношений в отрасли?
 
- Политические риски в парламенте всегда существуют. В частности, может быть так, что решение, которое не будет соответствовать желанию многих, через созданное большинство, которое отбросит даже здравый смысл, как было с 1198, будет принято. Поэтому давать какие-то гарантии я не буду, но в комитете уже было заявлено всеми депутатами, что мы будем настаивать на том, чтобы все решения, которые касаются нашей сферы, проходили через комитет. Депутаты будут коммуницировать информацию в свои фракций и говорить о том, чтобы поддержка не прилагалась к тем законопроектам, которые не прошли обсуждение в комитете. Думаю, имея такую коллективную позицию, мы сможем предотвратить подобные ситуации. Хотя, по регламенту Верховной Рады, в принципе не может выноситься законопроект без заключения профильного комитета. Это нарушение.
 
 
- Продолжая тему Закона №1198-VII, как Вы оцениваете шансы на включение в повестку дня и дальнейшее принятие законопроекта №1621, одним из авторов которого Вы являетесь и который фактически частично отменяет нормы Закона №1198? 
 
- Комитет этот законопроект полностью поддержал. Фактически все члены комитета готовы были его подписать. Поэтому, поскольку в комитете у нас представители всех политических сил, думаю, и все политические силы его поддержат как временную норму, скажем, до того как вступит в действие Закон «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме» и новый Закон «О жилищно-коммунальных услугах». 
 
- То есть уже в феврале мы можем ожидать, что его будет рассматривать парламент?
 
- Да. Смотрите, что произошло. Решение представить законопроект на урегулирование проблем Закона №1198 было принято прямо в комитете. При этом, проект будет проходить формальную процедуру обсуждения на комитете, а затем после заключения комитета, направим его в парламент на рассмотрение.
 
- Если Вы настроены на нивелирование норм Закона №1198, почему авторы законопроекта №1621 не ставят целью отмену порядка оплаты услуг за централизованное отопление и горячее водоснабжение с использованием режима счетов со специальным режимом использования? Тем более, что в проекте Коалиционного соглашения содержатся обязательства по отмене нормы о спецсчетах для коммунальщиков, и Вы на них ссылаетесь, предлагая отклонить другой законопроект №1538, который предусматривает введение таких же счетов для водоканалов на оплату электороэнергии?
 
- При составлении Коалиционного соглашения присутсвовали представители всех политических сил и было принято решение именно членами коалиции, что те счета, которые направлены на решение вопросов расчетов за энергоносители, они не будут отменены до того времени, пока не будет решен вопрос этих расчетов. Это требование Международного валютного фонда и мы не хотели словам Коалиционного соглашения фактически нарушить те договоренности, которые Украина взяла на себя в отношении расчетов за энергоносители, но мы сказали, что мы не позволим любого другого введения новых счетов. Поэтому, комитет предлагает отклонить правительственный законопроект 1538, а проект Закона 1621 не затрагивает вопросы спецсчетов. Хотя мы считаем, что введение таких счетов - это ненормальное решение, это возврат к советским временам, к ручному управлению экономикой. 
 
- Планируется ли в профильном комитете разработка новой Программы реформирования ЖКХ, на смену Программе реформирования 2009-2014, которая была фактически провалена? 
 
- Сегодня уже пришло время термин «жилищно-коммунальное хозяйство» определить. Потому что, что такое «жилищное хозяйство» или что такое «коммунальное хозяйство». Фактически у нас есть жилищная политика государства, у нас есть собственники жилья. Мы должны переименовать сферу и определить, что мы делаем в сфере жилищной политики, что мы делаем в направлении помощи государства общинам или собственникам жилья, чтобы у них нормально развивались системы водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, чтобы развивалась альтернативная энергетика. Именно так должна быть сформирована общегосударственная программа поддержки или стимулирования этого развития. Поэтому, могут быть отраслевые программы. Например, отдельно на сферу водоснабжения и водоотведения, или на сферу теплоснабжения и развития альтернативной энергетики, для целей, например, теплоснабжения городов, в сфере обращения с бытовыми отходами. Сегодня не нужно делать деклараций о всем и ни о чем. Есть необходимость определить конкретные меры, которые государство может сделать для того, чтобы развивалась та или иная отрасль на местном уровне. Собственно, почему не очень сработала программа реформирования, потому что государство на себя взяло ответственность за финансирование многих проектов, а выполнить финансовые обязательства не смогло, поскольку механизм государственной поддержки через ежегодное определение ассигнований из государственного бюджета на программу реформирования оказался недейственным.
 
- А рассматривал ли уже Комитет законопроект №1062, зарегистрированный народным депутатом Александрой Кужель, который предусматривает создание еще одного контролирующего органа в области ЖКХ - Жилищно-коммунальной инспекции? Какие будут выводы относительно целесообразности его принятия? 
 
- Комитет еще не рассматривал этот проект Закона, поэтому не могу говорить о выводах Комитета, но я могу высказаться по этому поводу, как человек, который работает не первый день в сфере ЖКХ. Я понимаю, почему госпожа Кужель предложила этот проект. Сегодня есть проблема у потребителя, который одновременно является и владельцем жилья в том, чтобы отстаивать свои интересы перед монополистами и перед жилищно-эксплуатационными компаниями, которых ему навязывает орган местного самоуправления. То есть Национальная комиссия не осуществляет свою функцию в части создания условий для защиты прав потребителей, так и органы местного самоуправления ненадлежащим образом реагируют на неудовлетворительную работу жилищно-эксплуатационных организаций по обслуживанию жилья. Но я думаю, что мы должны переносить акцент из механизмов государственного контроля на частные отношения между сторонами и их взаимную ответственность в соответствии с договорами, за возможность расторжения таких договоров, если некачественно выполняются услуги, а насчет монополий - должны работать органы государственного регулирования и требовать от монополистов адекватного отношения лицензиатов к потребителям и через, так называемый, бенчмаркинг, через систему оценки качества. Так должна работать система. Не думаю, что сейчас нам требуется создание дополнительных органов, которые будут тратить государственные средства на свое содержание. Тем более, такая инспекция уже была, мы жили с такой инспекцией, время показало, что ее надо ликвидировать и сейчас оживлять умершего не очень хочется.
 
 
- Профильный комитет отправил на доработку и повторное первое чтение правительственный законопроект №1581, которым предлагается новая редакция Закона «О жилищно-коммунальных услугах». В частности, им предусматривалось определение управителя дома и платы за услугу по управлению домом исключительно на договорных началах, что деполитизирует процесс установления так называемой «квартплаты». У профильного комитета есть лучшие предложения и модели ценообразования платы за содержание домов? 
 
- Да, Комитет действительно рассмотрел этот законопроект. Но в нем мы не нашли четких ответов на то, как же будет работать система договорных отношений и ценообразования в случае, если совладельцами многоквартирного дома будет принята одна из форм управления, которая сегодня определена в проекте Закона 1565. Какие здесь есть формы. Совладельцы могут принять решение управлять домом самостоятельно без создания юридического лица, совладельцы могут принять решение управлять домом через объединение совладельцев многоквартирного дома, совладельцы могут принять решение, что они будут привлекать профессионального управляющего в случае создания и не создания там ОСМД. Мы не увидели, как же должны заключаться договора во время выбора той или иной модели управления домом, поэтому комитет сказал, что мы готовы взять на себя ответственность и забрать этот проект в комитет на доработку. Это общественно-необходимый проект и без его принятия не заработает 1565. Я подала поправки ко второму чтению Закона «Об особенностях права собственности в многоквартирном доме», где предлагаю в заключительные положения внести, что этот закон заработает с 1 июля. Нам нужно время поработать над законопроектом о ЖКУ, его подготовить к внесению в парламент на первое чтение с целью, чтобы он, имея поддержку, согласования позиций в комитете, был принят до лета и одновременно заработал с Законом 1565. Оба эти закона должны идти в пакете. Друг без друга они не заработают. 
 
- 13 января парламентарии отказались рассматривать проект Закона №1566 «Об энергетической эффективности зданий», вернув его на доработку правительству из-за подозрения в коррупционности и чрезмерное усложнение разрешительных процедур в строительстве. Что вы можете ответить на такую критику?
 
- Мы понимаем, что Украина ратифицировала директивы Европейского союза, которые ориентированы на проведение мероприятий по энергоэффекивности зданий, и одним из элементов соблюдения условий этих директив является энергетическая сертификация зданий. Мы понимаем, что это должно произойти в Украине, в этом есть необходимость, но, когда мы увидели закон, в котором все отсылается к Кабинету Министров и нет четко прописанных принципов аттестации специалистов, которые будут этим заниматься. Мы не увидели, как будет происходить учет таких сертификатов, механизма государственной поддержки энергоэффекивности, а лишь декларацию, Комитет сказал, что мы готовы подготовить проект в комитете. Однако, к этому не были готовы депутаты в зале, по их мнению, его должен серьезно доработать инициатор разработки - правительство, поэтому депутаты сказали - уважаемое правительство, доработайте, и мы рассмотрим этот проект в парламенте, мы четко понимаем его вес, но он должен быть прозрачным и понятным для общества. Это общая позиция и Комитета, и парламента в целом.
 
- Сейчас в Комитете находится порядка четырех десятков законопроектов, к некоторым комитет должен внести предложения, над другими определен главным. Есть ли уже какие-то наработки? Какие из них в первую очередь будут поданы на рассмотрение парламента?
 
- В комитете принят план работы с законопроектами, с началом новой сессии, с 3 февраля, мы начнем рассматривать их на заседаниях комитета. Скажу о том проекте закона, который, я считаю, должен заработать как можно быстрее - это законопроект №1742 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в сфере по обращению с бытовыми отходами». С вводом в сферу обращения с бытовыми отходами таких видов деятельности как захоронение и переработка, в дополнение с деятельностью по вывозу бытовых отходов, у нас появилась необходимость определения принципов формирования цен на услугу переработки и услугу захоронения. Для примера, в Ровно построен завод по переработке бытовых отходов, но фактически он не может работать из-за не решения этого вопроса. Ни у одного города нет тарифов на захоронение для обеспечения работы полигонов. Все ждут решения этой проблемы.
 
Беседовали Екатерина Ляшевская
Алена Бабак
 
Комментарии (2)
Sergiy4
28 января 2015 г. 12:39
Відчувається школа! Це єдиний за 23 роки депутат, який пропустив давно через розум і сердце ЖКГ.Тому і підходи комплексні ,а не вузьконаправлені- часто лобістські. А щодо №1198 він не тільки посилив монополізм(для контролю грошових потоків),а ліквідував договірні відносини і енергосервісний бізнес.Основа всіх реформ в ЖКГ це вертикаль договірних відносин:місцева рада-субєкт господарювання- споживач(власники/співвласники) через управителя або мешканці на пряму та облік енергоносіїв та води.
Sergiy4
28 января 2015 г. 15:24
В тому і є одна із недоречностей сурогатного регулятора, що мусить регулювати теплову енергію,воду,каналізацію,відходи,ел.енергію та газ, ще і ефімерні послуги. Як приклад теплова енергія і товар,і послуга. В усьому світі енергоносії товар. Скільки замовив скільки і отримай.Тільки розраховуйся. А в будинках Хацапетовки(образно)вибиті вікна і двері, а в Києві регулюють послугу.Капець ДОписалися в законодавстві до ручки.По Булгакову розруха знаєте де починається.?