Рус Укр
ГлавнаяИнтервьюИнтервью«Необходимо убедить бизнес, что правила игры на рынке для него приемлемы и прозрачны», - Геннадий Темник
Новости ЖКХ
23 апреля 2024 г.
18 апреля 2024 г.
16 апреля 2024 г.
09 апреля 2024 г.
05 апреля 2024 г.
04 апреля 2024 г.
03 апреля 2024 г.
01 апреля 2024 г.
19 марта 2024 г.
07 марта 2024 г.
Опросы все опросы
ЧТО ПРЕПЯТСТВУЕТ ВАМ ВОВМРЕМЯ ПЛАТИТЬ ПО СЧЕТАМ ЗА УСЛУГИ ЖКХ?
Слишком высокие тарифы
Регулярное повышение квартирной платы
Низкое качество услуг или их полное отсутствие
Не соблюдение исполнителями сроков по вывозу мусора
Бездействие ЖЭКа
Ничего, я всегда вовремя плачу
Я не считаю нужным платить за коммунальные услуги

 







 

«Необходимо убедить бизнес, что правила игры на рынке для него приемлемы и прозрачны», - Геннадий Темник

«Период молчания» Министерства регионального развития, строительства и ЖКХ завершился встречей журналистов «Украины Коммунальной» с главой ведомства Геннадием Темником.
Приглашение на интервью с чиновником мы получили после того, как сами были вынуждены отвечать на вопросы наших читателей, адресованные руководителю Министерства. Впрочем, Геннадий Темник объяснил так называемый «период молчания» тем, что «входил в курс дела», а не отсутствием желания общаться с прессой.  
 
Наш первый, и надеемся, не последний разговор с Министром был посвящен наиболее актуальной теме - проблемам финансирования отрасли ЖКХ. Геннадий Темник рассказал о том, каким будет механизм модернизации коммунальной теплоэнергетики, как будет развиваться государственно-частное партнерство, будет ли ведомство просить увеличения бюджетных дотаций и каких законодательных инициатив стоит ожидать в перспективе. В пресс-службе Минрегиона «Украине Коммунальной» также пообещали в ближайшее время ответить на ТОП-10 вопросов наших читателей. Об этом редакция сообщит дополнительно. 
 
- Геннадий Павлович, недавно вы заявили, что сейчас прорабатывается механизм привлечения в сферу коммунального хозяйства «длинных» кредитов под госгарантии для проведения модернизации. Как убыточные предприятия смогут возвращать займы международных банков? Стоит ли в связи с этим населению готовиться к повышению тарифов?
 
Перед тем, как предложить предприятиям механизм кредитования, мы проанализировали сложившуюся в отрасли финансово-экономическую ситуацию. В частности, нам необходимо было найти ответ на два главнейших вопроса: сколько денег на сегодня есть в отрасли, и насколько эффективно они используются. Результаты нашей работы показали, что уровень энергоемкости производства коммунальных услуг очень высокий. К примеру: для производства одного кубического метра воды мы тратим 0,7 киловатт энергии, а в европейских странах на эти цели тратиться не более 0,3 киловатт. Европейские показатели объясняются тем, что они уже давно провели модернизацию оборудования. Мы же фактически 0,4 киловатта на каждый кубометр используем неэффективно. Если говорить непосредственно о предложенной нами схеме перехода отрасли на энергосберегающие технологии, она не предусматривает повышения стоимости коммунальных услуг для потребителей. Возврат займов будет обеспечиваться за счет средств, которые отрасли удастся сэкономить в результате модернизации, то есть, сокращения объемов потребления энергоресурсов. 
 
- В Министерстве просчитывали, насколько удастся сократить затраты на производство коммунальных услуг после модернизации предприятий?
 
Если условно доход одного предприятия принять за сто процентов, то окажется, что сегодня мы всю выручку тратим на операционные расходы и оплату энергоносителей. После замены оборудования на энергосберегающее, при сохранении действующих тарифов, предприятие будет собирать те же сто процентов, но при этом уже будет меньше тратить на оплату энергии и газа. По нашим расчетам, в результате проведения модернизации удастся сэкономить 20-25 процентов расходов, которые в дальнейшем предприятие сможет направить на погашение кредита. Вместе с тем, важным вопросом является разработка методики оценки эффективности проведенной модернизации. И Министерство сейчас работает над созданием соответствующего проекта постановления. Этим документом будет, во-первых, предложен алгоритм, который позволит зафиксировать экономию каждого предприятия, полученную в результате реализации энергосберегающих проектов. Во-вторых, эти сэкономленные средства будут аккумулироваться на отдельном спецсчете.
 
- То есть, предлагается для предприятий отрасли создавать счета со специальным режимом использования, на которые будут автоматически отчисляться сэкономленные за счет модернизации средства? Зачем?
 
Если освободившиеся деньги не вынимать из оборота предприятия, то у любого руководителя будет соблазн использовать эти средства не на дальнейшее обновление основных фондов, а направить их на решение массы других текущих проблем, которые, к сожалению, есть у каждого предприятия ЖКХ. После того, как модернизированные предприятия смогут сконцентрировать на спецсчете упомянутые выше 20-30 процентов от выручки, часть этих средств будет направляться на погашение тела кредита и выплаты процентов, что является обязательным условием.
 
Остальные средства останутся в распоряжении предприятий, которые можно также направить на возврат займа, тем самым, ускоряя срок его погашения, или же реинвестировать их в энергосбережение. Реализация этой схемы также позволит избавить государственный бюджет от финансовой нагрузки перекрестного субсидирования отрасли. Именно поэтому мы заинтересованы в привлечении в отрасль «длинных» кредитов: чем больше срок кредита, тем больше накопления сэкономленных средств. Кроме того, европейские банки кредитуют под госгарантии, что не требует внесения залога от предприятия, и доходность займов не будет превышать 3 процентов годовых. 
 
- Ранее вы говорили, что Европейский инвестиционный банк уже начал кредитовать по этой схеме теплоснабжающие предприятия Днепропетровской области. Когда этот механизм начал работать? Когда такие кредиты станут доступными для большинства предприятий отрасли?
 
Энергосберегающие проекты с привлечением финансирования международных банков или частных инвестиций уже реализуются практически по всей стране. Есть, например те, которые участвуют в проекте Всемирного Банка «Развитие городской инфраструктуры», который реализуется в Украине с 2009 года. Сейчас финансированием таких проектов в ЖКХ заинтересовался Европейский инвестиционный банк. Наша отрасль инвестиционно привлекательна для международных финансовых структур, потому что при замене технологически устаревшего оборудования на современное можно сразу добиться существенной экономии. В отрасли заинтересованы в «длинных» дешевых кредитах, а кредиторы заинтересованы в том, чтобы их средства были вложены в эффективные проекты. 
 
Геннадій Темник
 
- Модернизация оборудования бессмысленна без проведения реконструкции и замены тепловых сетей, на долю которых и выпадает наибольший процент потерь. Что планируется делать в этом направлении?
 
Есть несколько путей решения этой проблемы, которые диаметрально отличаются друг от друга. Первый – это сначала заменить котельное оборудование, затем модернизировать сетевую инфраструктуру, а потом провести термосанацию жилищного фонда. Второй подход мы сейчас прорабатываем. В частности, рассматривается модель проекта «Тепловой район». Она уже прошла апробацию в разных странах, когда комплексная модернизация начинается именно с санации здания, к которому затем строят инфраструктуру, то есть, подходящие по техническим характеристикам сети, а потом уже устанавливают модульную котельную, обеспечивающую утепленные здания тепловой энергией.
 
Типичные советские жилищные застройки позволяют нам провести пилотные проекты по этой схеме в ряде регионов. А в последствии приобретенный опыт можно распространить и на всю Украину. Да, придется привлекать «длинные» европейские кредиты, но без них не обойтись. Потому что с котельными – срок окупаемости 3 года, при модернизации сетей 7-10 лет, а жилфонда - 20-25 лет. 
 
- В тоже время, проведение энергомодернизации не позволит теплоэнергетикам решить проблему возврата многомиллиардной задолженности за природный газ, которая формировалась годами.
 
Во-первых, если не проводить модернизацию – сумма задолженности будет только увеличиваться. Также необходимо понимать, что работу по решению тех задач, которые мы наметили, невозможно экстраполировать на тот значительный по времени период неэффективного и чрезмерного потребления газа, который пережила страна. Разумеется, что сэкономленных в результате модернизации средств будет достаточно только для того, чтобы продолжить переход на энергосберегающие технологии. Но очевидно, что предложенная схема не позволит теплоэнергетикам полностью погасить долги за газ, накопившиеся за десятилетия. Это несравнимые величины: долги, которые уже сегодня исчисляются миллиардами гривен и те тысячи, миллионы гривен, которые предприятия сэкономят благодаря модернизации своих мощностей. 
 
- Считаете ли вы целесообразным вернуться к уже примененной однажды практике списания долгов за газ?
 
Я считаю, что за все нужно платить. Если был приобретен какой-либо товар, то за него необходимо рассчитаться. Может быть, с рассрочкой, осуществляя периодические платежи, но долги нужно возвращать. И кроме того, что мы сейчас декларируем необходимость скорейшего проведения модернизации и формирования эффективных механизмов управления отраслью, мы работаем над решением проблемы погашения кредиторской задолженности. И, прежде всего, за счет закрытия дебиторской.
 
Ведь, фактически, тех сумм, которые должны потребители выплатить предприятиям отрасли хватит для того, чтобы рассчитаться за энергоносители. Но тут возникает серьезный вопрос о способности населения и небытовых абонентов вернуть эти долги. Да, в структуре общей задолженности есть безнадежная, невозвратная часть. Но есть и задолженность, с которой нужно работать, в том числе, через суды пытаться вернуть эти деньги. 
 
- Могли бы вы назвать приблизительную сумму долга, которая в перспективе могла бы подлежать списанию? Как планируется проводить реструктуризацию остальной задолженности?
 
Мы сейчас проводим сравнительный анализ данных НАК «Нафтогаз» и статистики оперативного учета по расчетам за энергоносители, которую нам направляют регионы. К сожалению, эти цифры редко сходятся по ряду причин. Прежде всего, потому, что предприятиям ЖКХ удобно в балансе показывать те фактические деньги, которые они заплатили сейчас, а газопоставщикам - отображать в ведомостях долги предыдущих периодов. Поэтому, если основываться на данных НАКа о проведенных платежах, то они занижены, если брать отраслевые – они не учитывают прошлые периоды. Поэтому сейчас я считаю некорректным называть какие-либо цифры и суммы. Сначала мы с энергетиками должны придти к общему знаменателю. Думаю, что структуру долга и результаты проведенного анализа мы сможем назвать позже.
 
- Минрегион ведет сейчас соответствующий диалог с НАКом?
 
Да. Позиция энергетиков понятна: они продали товар и требуют оплату. Это основа нормальных рыночных отношений. Вопросы, которые мы обсуждаем, связаны с ценой, объемами, а также с выполнением тех обязательств, которые прописаны в договорах на поставку. Энергетики заинтересованы в возврате своих денег, а Министерство заинтересовано в погашении долга. И наш конструктивный разговор заключается в том, что мы разбили задолженность по категориям. Долг состоит из неплатежей населения, бюджетных организаций и других категорий потребителей. 
 
- Какая из категорий объединяет крупнейших должников?
 
Порядка 80 процентов долга формируют долги населения. 5-7 процентов приходится на бюджеты разных уровней, и 12-15 процентов – это коммерческие организации. Мы реально понимаем ситуацию, и с энергопоставщиками изучаем сейчас вопрос о том, сколько, и какая категория потребителей имеет задолженность. 
 
- В прошлом году Минрегион анонсировал новый механизм выплаты и погашения субвенции по разнице в тарифах. Он работает?
 
Алгоритм компенсаций принципиально не поменялся, все работает по старой модели. Но, если в 2012 году на выплату этой субвенции ушло порядка 15 миллиардов гривен бюджетных средств, то в текущем году заложено всего 5 миллиардов. Поэтому в ближайшее время будет рассматриваться вопрос, как добрать эти 10 миллиардов для того, чтобы выйти на полное возмещение тарифной разницы. 
 
Геннадій Темник
 
- Вашему предшественнику Анатолию Близнюку («У.К.» - возглавлял Минрегион с июля 2011 года по декабрь 2012 года) удалось существенно увеличить госбюджетное финансирование отрасли. Дальнейшее развитие ЖКХ будет переориентировано исключительно на привлечение инвестиций? Или вы планируете делать бюджетные запросы об увеличении финансирования ключевых программ из госказны? 
 
Я возглавил Минрегион, когда бюджет на 2013 год был уже принят. Мне досталось то, что досталось. Не буду давать этому оценку, это факт, который мы вынуждены принять и работать с этими цифрами. Два года подряд государство выделяло средства на погашение тарифной разницы и это основная статья расходов. За тот период, который вы назвали, большую часть госбюджетного финансирования отрасли - 15 миллиардов гривен, было направлено на компенсацию разницы в тарифах. Но считаю некорректным сравнивать увеличение средств, которые пришли в отрасль для финансирования разницы в тарифах с финансированием других направлений. Вынужден констатировать, что многие важные отраслевые программы не нашли поддержки в госбюджете 2013 года, и это одна из главных наших проблем. Но правительство понимает важность поддержки развития отрасли, поэтому когда деньги есть – они выделяются.
 
Для того, чтобы перестроить наш внутренний рынок, получить экономию средств, сократить потребление энергоресурсов, заработать средства и реинвестировать их в отрасль по поручению Президента была разработана Госпрограмма активизации развития экономики на 2013-2014 годы. И, если будут выполнены планы по наполнению доходной части бюджета, отрасль будут финансировать на безвозвратной основе. Но наша идея в том, чтобы заставить экономику в ЖКХ работать на рыночных основаниях и привлечь инвесторов в эту отрасль. Чтобы это произошло, необходимо предоставить ЖКХ возможность привлекать кредитные средства под государственные гарантии.
 
- Кроме кредитования, о каких еще реальных механизмах привлечения частного капитала в отрасль можно говорить сейчас?
 
Нами сейчас тщательно прорабатываются механизмы государственно-частного партнерства и другие способы привлечения бизнеса в ЖКХ. Прежде всего, необходимо убедить бизнес в том, что правила игры на нашем рынке для него приемлемы и прозрачны. Для этого придется поменять подход и отношение к дальнейшему развитию отрасли в целом. Ведь тех средств, которые мы привлекаем из государственного и местных бюджетов хватает лишь, образно выражаясь, на «латание дыр».
 
Я собрал две серьезных рабочих группы, которые разрабатывают пакеты необходимых документов, как и по механизмам оценки эффективности, кредитования, так и по введению спецсчетов, концессионному законодательству. Эта работа базируется на понимании того, что инвестор придет в отрасль только тогда, когда ему будет четко понятно, есть ли у него страховка по вложению и гарантии по возврату средств, а также внятный ответ на вопрос, что в результате инвестор может получить. Сейчас есть масса желающий вложить средства в отрасль, но нет ответов на эти вопросы. Поэтому по каждой упомянутой модели инвестирования мы будем советоваться и с профильными ассоциациями, и с бизнесом, и с мэрами городов.
 
Мною проведено несколько совещаний с представителями бизнеса, экспертами отрасли, и после каждого такого совещания вижу позитивную динамику. С каждой новой рабочей встречей модель становиться более четкой. Но в нашей дискуссии рождается очень много специфических вопросов, которые нужно решать, и один из них - это уровень заполитизированности отрасли. Но я уверен, что постепенно мы эти преграды преодолеем. Для Украины неизбежно повторение сценария развитых европейских стран, где ЖКХ – успешный и востребованный бизнес.
 
Геннадій Темник
 
- Вы не первый профильный Министр, который говорит о создании адекватных экономических условий для притока частных средств. Чего-то, безусловно, удалось достичь, но в целом - воз и ныне там. Как вы считаете, какие факторы тормозят этот процесс? В чем основные сложности?
 
Мне кажется, что на определенном этапе работы, когда все чаще и чаще упираешься в стену, которую нужно обходить, разбивать, ломать, очень важно для руководителя и его команды сохранить желание преодолевать текущие трудности. 
 
- Вы имеете ввиду политическую волю, необходимую для принятия важных, но порой и непопулярных решений? 
 
Речь не столько о политической, сколько о личной воле, непосредственном желании самого Министра. Здесь также важно учитывать, созданы ли у него как у руководителя отрасли условия к таким действиям, дают ли ему реализовать его инициативы и созрело ли общество к таким реформам. Что касается ЖКХ – отрасль давно готова к преобразованиям и все реально понимают, что другого пути, кроме как привлекать частный капитал, проводить глубинную модернизацию основных фондов предприятий, нет. 
 
- С созданием отраслевого регулятора – Нацкоммуслуг - Минрегион ограничен в вопросах тарифного регулирования. При этом, Министерство не может не участвовать в реализации тарифной политики. Лично мне показалось, что между ведомствами сформировалось некое противостояние, конкуренция, или я ошибаюсь? Расскажите, встречались ли вы уже с главой Комиссии Валерием Саратовым, и как проходила встреча?
 
Я считаю, что мы с Валерием Владимировичем («У.К.» - Саратов) нашли полное взаимопонимание. Да, мы встречались и выяснили те проблемные вопросы, которые сформировались к моменту моего прихода на работу в ведомство. Мы также наметили определенный план действий, который постепенно начнем реализовывать. И главное, что мы оба пришли к выводу, что развивать отрасль можно только работая в единой команде. Я благодарен главе Комиссии за то, что во всех рабочих группах, которые мы создали, активно работают представители регулятора. Я также хочу отметить, что никто из нас не занимается «перетягиванием каната», выясняя, кто главнее. 
 
- А с какой командой вы будете работать в Министерстве? Стоит ли ожидать кадровых ротаций, и какие лично ваши требования к сотрудникам?
 
Сейчас мы решаем вопрос о кадровом перепрофилировании и некоторых перестановках. Ведь реформу делают люди, а значит успех и эффективность их действий зависит как и от того, насколько они готовы морально и физически участвовать в этой непростой работе, так и от уровня их компетенции. А также еще и от того, сложится ли команда единомышленников, готовая трудиться в интенсивном режиме. В Днепропетровской области я и Александр Вилкул («У.К.» - Вице-премьер-куратор отрасли, экс-губернатор Днепропетровской области) привыкли работать с людьми, которые ориентируются на результат. Самоотдача и желание поддержать ту команду, которая делает одно общее дело –  те главные принципы, которые мы с Вице-премьером исповедуем.
 
Для такой работы важно объединить две ключевые составляющие: институциональную память, носителями которой являются профессионалы, стоявшие у истоков формирования законодательной базы для реформирования отрасли, а также привлечь опыт территорий, которые уже пытались реализовать первые этапы реформы на местах. То есть, наша команда должна представлять собой некий конгломерат компетенции, профессионализма вместе с напористостью и желанием добиваться результата. Мы сейчас ничего не изобретаем нового, мы продолжаем ту работу по реформированию, которая заложена в законодательстве.
 
Биография:
 
43-летний Геннадий Темник, уроженец с. Гуривка, Кировоградской области, возглавил Министерство регионального развития, строительства и ЖКХ 24 декабря 2012 года (указ Президента №736). Высшее образование господин Темник получил в Воронежском военном авиационном инженерном училище, по окончанию учебы - диплом по специальности «метеорология». Карьеру начал в 1993 году после службы в ВВС Украины с должности оперуполномоченного отдела борьбы с преступностью на рынках Криворожского городского управления внутренних дел. До получения министерского портфеля, Геннадий Темник с апреля 2010 года работал заместителем председателя Днепропетровской облгосадминистрации Александра Вилкула. До этого занимал должности заместителя мэра Кривого Рога, а также – директора ООО «Птицефабрика «Грузкая»».
 
Беседовали: Мария Цатурян, Александр Гаврилюк

С чего начать свое дело? Как порадовать мужа вкусной едой? Как почистить ковер? На эти и другие вопросы получить ответы можно на сайте http://zhenskayaplaneta.ru/. Заходите и узнавайте много полезного и интересного.

 
Комментарии (0)