В ходе исследования органы АМКУ обнаружили и характерные проблемы, присущие только ОСМД, в частности:
1. Неоправданное затягивание передачи органами местного самоуправления жилищного фонда ОСМД. Вследствие бездействия органов местного самоуправления, ОСМД фактически существуют лишь на «бумаге», а жители домов продолжают оплачивать услуги ЖЭКам, дополнительно тратя средства на содержание собственного ОСМД.
2. Образование компаниями-застройщиками и несколькими собственниками квартир ОСМД и передача такими ОСМД функций по обслуживанию домов управляющей компании, которая связана с застройщиком. Внедрение такой схемы приводит к росту в разы тарифов без оправданных причин.
3. Увеличение стоимости услуги вследствие навязывания для ОСМД исполнителя, определенного местным органом власти.
АМКУ предлагает, во-первых, внести изменения или разработать и утвердить новые нормативно-правовые акты, которые бы определяли форму обращения, полный перечень документов, необходимых для передачи многоквартирного дома и прилегающей придомовой территории с баланса балансодержателя на баланс ОСМД, конкретные сроки рассмотрения такого обращения (в том числе предусмотреть механизм «молчаливого согласия») и ответственность за нарушение сроков рассмотрения обращения;
во-вторых, разработать проект Закона Украины «О внесении изменений в Закон Об ОСМД, в котором предусмотреть положения о: определение членов ОСМД категорией потребителей жилищно-коммунальных услуг -«населения»; запретить образование ОСМД компаниями-застройщиками и связанными с ними лицами;
ограничение по установлению членских взносов членами объединения; предельный срок договора об управлении жилым комплексом; недопущение установления штрафных санкций за досрочное расторжение договора об управлении жилым комплексом по требованию ОСМД;
в-третьих, усовершенствовать нормативно-правовую базу по определению исполнителей жилищно-коммунальных услуг.
АМКУ продолжает принимать меры, направленные на выявление, пресечение и устранение нарушений в жилищно-коммунальной сфере, чтобы ОСМД могли стать реальной альтернативой ЖЭКам и выполнять главную роль в процессе дерегулирования в жилищно-коммунальном хозяйстве, децентрализации и борьбы с монополией в этой сфере.