Рус Укр
ГлавнаяПубликацииЖильеУстав ОСМД: нужно ли вносить изменения
Новости ЖКХ
18 апреля 2024 г.
16 апреля 2024 г.
09 апреля 2024 г.
05 апреля 2024 г.
04 апреля 2024 г.
03 апреля 2024 г.
01 апреля 2024 г.
19 марта 2024 г.
07 марта 2024 г.
06 марта 2024 г.
Опросы все опросы
ЧТО ПРЕПЯТСТВУЕТ ВАМ ВОВМРЕМЯ ПЛАТИТЬ ПО СЧЕТАМ ЗА УСЛУГИ ЖКХ?
Слишком высокие тарифы
Регулярное повышение квартирной платы
Низкое качество услуг или их полное отсутствие
Не соблюдение исполнителями сроков по вывозу мусора
Бездействие ЖЭКа
Ничего, я всегда вовремя плачу
Я не считаю нужным платить за коммунальные услуги

 







 

Устав ОСМД: нужно ли вносить изменения

Из-за обновления законодательных актов, которыми регулируется деятельность ОСМД, статуты действующих объединений пошли не в ногу с нормам законодательства. Поэтому возникли вопросы: нужно ли вносить изменения в устав ОСМД и как это сделать правильно?
Прошлый год для Украины ознаменовался началом новой эпохи управления многоквартирными домами. Полгода жарких обсуждений и внесения изменений таки принесли законопроекту «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме» одобрение депутатов и подпись Президента. Летом 2015 года соответствующий Закон №417-VIII вступил в силу.
 
Примечательно, этим документом был введен ряд новшеств, в том числе и в Закон №2866-III «Об объединении совладельцев многоквартирного дома» от 29 ноября 2001 года.
 
Так, к началу ноября 2015 года действующим оставался Типовой устав объединения совладельцев многоквартирного дома, утвержденный приказом Госкомстроя от 27 августа 2003 года №141. Однако, 6 ноября его изложили в новой редакции приказом Минрегиона от 23 сентября 2015 года №238. Соответственно у многих совладельцев многоквартирных домов возникли вопросы - нужно ли в связи с этим вносить изменения в устав их ОСМД и как это сделать правильно?! Разъясняет ситуацию OSBB-inform юрист Влада Иванова.
 
Заметим, устав ОСМД должен соответствовать Типовому уставу. Это предусмотрено ч. 1 ст. 7 Закона об ОСМД. Согласно п. 6 ст. 13 Закона №417-VIII, законодатель предоставил Министерствам и другим центральным органам исполнительной власти 6 месяцев, чтобы внести надлежащие изменения в собственных нормативно-правовых актах. В то же время п. 3 ст. 13 Закона №417-VIII, было установлено, что уставы объединений совладельцев многоквартирного дома, утвержденные до 1 июля 2015 года, действуют в части, не противоречащей этому Закону. Таким образом, пока Типовой устав не был утвержден в новой редакции, объединениям совладельцев нужно было руководствоваться своими уставами в части, не противоречащей Закону №417-VIII и Закона об ОСМД.
 
После того, как Типовой устав был изложен в новой редакции (то есть с 6 ноября 2015 года), ОСМД обязаны привести свои уставы, как того требует ч. 1 ст. 7 Закона об ОСМД.
 
Это необходимо сделать, поскольку учредительные документы (уставы) регулирующие деятельность ОСМД, устанавливают порядок принятия решений и полномочия органов управления. Поскольку Закон об ОСМД, а следовательно — и Типовой устав, существенно обновлен, невнесение изменений в устав ОСМД может привести к неприятным последствиям. В частности, признание учредительных документов недействительными, а решений, принятых на их основании — неправомерными. На этом отмечается в письме Минрегиона от 4 ноября 2015 года №8/9-3312-15.
 
Кроме того, ст. 29 Закона об ОСМД установлено, что лица, виновные, в частности, в организации деятельности ОСМД с нарушением законодательства, несут гражданскую, уголовную, административную ответственность. Деятельность же ОСМД на основании устава, что не соответствует Типовому уставу, однозначно можно расценивать как ненадлежащую организацию деятельности объединения. Правда, приведенная норма не устанавливает конкретных санкций, выполняя в основном предостерегательную функцию.
 
 
То есть ответственность может грозить не в связи с самим по себе фактом невнесения изменений в устав, а в том случае, если ОСМД будет действовать на основании учредительных документов, которые не соответствуют Типовому уставу и Закону об ОСМД. К примеру, не будет выполняться требование по подписанию решений общего собрания каждому, кто проголосовал, с указанием результата его голосования (такие решения суд сможет признать недействительными). Или же на общее собрание и в дальнейшем будут приглашаться только те лица, которые вступили в объединение в порядке, который был определен Законом об ОСМД до внесения изменений Законом №417 (это прямое нарушение прав остальных совладельцев и, опять же, является основанием для признания решений, принятых на таких общих собраниях, недействительными). Следовательно, не стоит рисковать и затягивать с согласованием учредительных документов законодательству.
 
Примечательно, основных изменений, которые были внесены приказом Минрегиона №238 Типового устава ОСМД можно выделить около десятка. Среди них: отмена понятия «членства», деления общего имущества на виды, требований относительно кворума, и тому подобное (Подробнее со списком основных нововведений можно ознакомиться здесь). Однако, и этого вполне достаточно, чтобы убедиться в необходимости обновления учредительных документов ОСМД. 
 
Как это сделать правильно? - в целом процедура внесения изменений в устав ОСМД предусматривает 3 этапа.
 
I. Принятия решения общим собранием
 
Внесение изменений в устав относится к исключительной компетенции высшего органа управления, которым является общее собрание совладельцев ОСМД (абз. 1 ч. 9 ст. 10 Закона об ОСМД). То есть делегировать это полномочие ни собранию представителей, ни правлению нельзя.
 
Эти сборы должны быть проведены в соответствии с требованиями обновленного законодательства, а не согласно с учредительными документами, которые не соответствуют Закону об ОСМД и Типовому уставу, ведь порядок проведения общих собраний и принятия на них решений претерпели существенных изменений. В частности, приглашенными на общее собрание должны быть все совладельцы, включая тех, кто не писал заявление о вступлении в ОСМД. 
 
Порядок приглашения изменений практически не претерпел: сообщение о проведении учредительного собрания направляется в письменной форме и вручается каждому совладельцу под расписку или путем почтового отправления (заказным письмом) не менее чем за 14 дней до даты проведения учредительного собрания. 
 
В таком уведомлении следует указать: по чьей инициативе созывается собрание (правления или инициативной группы не менее чем из трех совладельцев); место и время проведения (должны быть удобными для большинства); проект повестки дня (кроме внесения изменений в устав можно включить и другие насущные вопросы).
 
Кроме того, в сообщение можно добавить экземпляр изложенного в новой редакции устава ОСМД или же разместить его в общедоступном месте, о чем указать в сообщении. Таким образом, совладельцы смогут заранее ознакомиться с предлагаемой к утверждению редакцией устава на собрании останется только ее согласовать и внести желаемые поправки и дополнения.
 
К слову, во время разработки новой редакции устава, следует помнить, что ч. 2 ст. 7 Закона об ОСМД определяет, что, кроме обязательных сведений, устав может содержать также другие положения, которые являются существенными для деятельности объединения и не противоречащие требованиям законодательства. Устав ОСМД утверждают на основании Типового устава, однако допускаются отклонения от него при условии, если они не противоречат действующему законодательству.
 
Важно - ч. 12 ст. 10 Закона об ОСМД предусмотрено, что каждый совладелец (его представитель) при голосовании имеет количество голосов, пропорциональное доле общей площади квартиры или нежилого помещения совладельца в общей площади всех квартир и нежилых помещений, расположенных в многоквартирном доме. Одновременно допускается установление уставом иного порядка определения количества голосов, принадлежащих каждому совладельцу на общем собрании. Следовательно, если в действующем уставе ОСМД обусловлен порядок подсчета голосов по принципу «1 совладелец = 1 голос, независимо от площади и количества квартир или помещений, находящихся в его собственности», такой способ является вполне приемлемым, и в этой части можно пользоваться положениями учредительных документов.
 
Учитывая ч. 14 ст. 10 Закона об ОСМД, для принятия решения о внесении изменений в устав достаточно, чтобы за него проголосовало более половины общего числа совладельцев. Правда, действующая редакция Типового устава (п. 8 г. III) позволяет установление общим собранием иного порядка принятия решений на них. Учитывая важность решения относительно внесения изменений в учредительные документы, не лишним будет на собрании оговорить и запротоколировать необходимость квалифицированного (2/3) числа голосов для его принятия.
 
Если в результате проведения общего собрания для принятия решения не наберется количества голосов «за» или «против», нужно будет в течение 15 календарных дней с даты проведения общего собрания провести письменный опрос среди совладельцев, которые не голосовали на общем собрании (подробно порядок его проведения целесообразно согласовать во время общего собрания).
 
Подчеркнем, решение принимается путем поименного голосования. При подсчете голосов учитываются и голоса, поданные совладельцами в ходе проведения общего собрания, и голоса, поданные во время письменного опроса. Решение оформляется личной подписью каждого, кто проголосовал, с указанием результата голосования («за» или «против»). Форма протокола собрания собственников многоквартирного дома утверждена приказом Минрегиона от 25 августа 2015 года №203.
 
Решение общего собрания, в частности, по вопросам внесения изменений в учредительные документы объединения, предоставляются собственникам под расписку или направляются по почте (заказным письмом) инициатором общего собрания (правлением или инициативной группой) (п. 11 г. III действующей редакции Типового устава). Хотя такого правила Закон об ОСМД не содержит (а точнее — отсылает к уставу или решению общего собрания), целесообразно будет предоставить совладельцам экземпляр утвержденного в новой редакции устава (хотя бы в электронном виде). Ведь, кроме прочего, учредительные документы устанавливают права и прямые обязанности каждого из них.
 
II. Государственная регистрация изменений в устав ОСМД
 
Государственная регистрация изменений в устав объединения осуществляется в порядке, установленном законом для государственной регистрации юридических лиц (ч. 15 ст. 6 Закона об ОСМД). С 1 января 2016 года Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.2003 г. №755-IV (далее — Закон №755) было обновлено. В связи с этим привычные правила регистрации изменений в учредительные документы претерпели некоторых изменений.
 
Так, сегодня для государственной регистрации изменений в сведениях о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре, в т.ч. изменений в учредительные документы юридического лица, представляются (ч. 4 ст. 17 Закона №755): заявление о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре; экземпляр оригинала (нотариально заверенная копия) решение общего собрания об изменениях, которые вносятся к Единому государственному реестру; документ об уплате административного сбора; учредительный документ юридического лица в новой редакции.
 
Закон №755 предусматривает возможность представления указанных документов в бумажной или электронной форме. Однако, несмотря на то что портал электронных сервисов, через который должны подаваться документы в электронной форме, пока недоработанный, а порядок его функционирования, который должен быть утвержден Минюстом, вообще отсутствует, лучше выбрать первый вариант.
 
В бумажной форме документы могут быть поданы заявителем лично или почтовым отправлением. Однако более удобным является первый способ. Он поможет сэкономить время в случае, если у государственного регистратора возникнут замечания относительно поданных документов. К тому же, п. 5 ч. 1 ст. 15 Закона №755 предусмотрено, что в случае представления заявления о государственной регистрации почтовым отправлением подлинность подписи заявителя должна быть нотариально засвидетельствована. А это – дополнительные расходы.
 
 
Если документы будет подавать уполномоченный представитель ОСМД (обычно таким лицом является председатель учредительного собрания, чьей подписью скреплен устав ОСМД) лично, государственному регистратору должен быть предъявлен паспорт гражданина Украины (или паспортный документ иностранца или удостоверение лица без гражданства, или вид на постоянное или временное проживание). Если документы будет подавать другое лицо, дополнительно потребуется доверенность или ее нотариально заверенная копия (ч. 2 ст. 14 Закона №755).
 
Документы в бумажной форме принимаются по описи, экземпляр которого в день их поступления выдается заявителю с отметкой о дате получения и кодом доступа в тот способ, согласно которому были поданы документы.
 
Рассмотрение представленных документов в отношении юридических лиц осуществляется в течение 24 часов после их поступления, кроме выходных и праздничных дней (п. 1 ч. 1 ст. 26 Закона №755). После проведения регистрационного действия госрегистратор обязан будет сформировать и обнародовать на портале электронных сервисов (согласно пп. 2 п. 3 приказа Минюста от 6 января 2016 года №15/5 к внедрению функционирования портала электронных сервисов обнародования учредительных документов юридического лица осуществляется на веб-сайте Минюста) выписку, результаты предоставления административных услуг в сфере государственной регистрации и учредительные документы юридического лица (п. 9 ч. 2 ст. 25 Закона №755). Экземпляры учредительных документов в бумажной форме по результатам проведения госрегистрации изменений, как это было предусмотрено ранее, в настоящее время не предоставляются.
 
При этом стоит помнить, что с 1 января 2016 года субъектами государственной регистрации в случае госрегистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей являются: исполнительные органы сельских, поселковых и городских советов (приобретают полномочия по государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей в случае принятия соответствующим советом решения); Киевская и Севастопольская городские, районные, районные в городах Киеве и Севастополе государственные администрации; нотариусы; и аккредитованные субъекты.
 
Аккредитованным субъектом может быть юридическое лицо публичного права, в трудовых отношениях с которым находится не менее 3-х государственных регистраторов и до начала осуществления полномочий в сфере государственной регистрации заключило:
– договор страхования гражданско-правовой ответственности с минимальным размером страховой суммы в тысячу минимальных размеров заработной платы, установленной законом на 1 января календарного года;
– договор с другим субъектом государственной регистрации и/или нотариусом (в случае если аккредитованный субъект осуществляет полномочия в части обеспечения принятия и выдачи документов в сфере государственной регистрации).
 
Примечательно, аккредитация субъектов и мониторинг соответствия таких субъектов требованиям аккредитации осуществляются Министерством юстиции в порядке, установленном Кабинетом Министров. 
 
III. Уведомление налоговых органов о внесении изменений
 
После внесения изменений в устав ОСМД обязано в 10-дневный срок после их регистрации подать в налоговый орган по его местонахождению обновленный Устав и заявление по форме №1-ОПП с пометкой «Изменения».
 
Непредставление в установленные сроки указанных выше документов чревато наложением штрафа (п. 117.1 НКУ). Для юридических лиц он предусмотрен в размере 510 грн (а в случае повторного в течение года привлечения к ответственности по соответствующей статье — 1020 грн).
 
На этом процедура государственной регистрации внесения изменений в устав ОСМД и процедура обновления учредительных документов в целом завершена.
 
Комментарии (1)
Наталія
01 марта 2016 г. 09:14
Не понятно - почему ПРИ ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В УСТАВ, говорят об изменениях в регистрационных документах в Едином реестре? Какие изменения в сведениях об ОСББ вносятся в НОВЫЙ УСТАВ? НИКАКИХ. Адрес - тот же, председатель - тот же, КВЕДы - те же. А по этой статье получается - вносим изменения в Устав, надо регистрировать по новой ОСББ которому 20 лет.... Хотелось бы узнать - какое отношение автор статьи имеет к деятельности ОСББ