Рус Укр
ГлавнаяПубликацииТеплоэнергетикаКак поддерживают энергоэффективность в Украине и в Европе
Новости ЖКХ
23 апреля 2024 г.
18 апреля 2024 г.
16 апреля 2024 г.
09 апреля 2024 г.
05 апреля 2024 г.
04 апреля 2024 г.
03 апреля 2024 г.
01 апреля 2024 г.
19 марта 2024 г.
07 марта 2024 г.
Опросы все опросы
ЧТО ПРЕПЯТСТВУЕТ ВАМ ВОВМРЕМЯ ПЛАТИТЬ ПО СЧЕТАМ ЗА УСЛУГИ ЖКХ?
Слишком высокие тарифы
Регулярное повышение квартирной платы
Низкое качество услуг или их полное отсутствие
Не соблюдение исполнителями сроков по вывозу мусора
Бездействие ЖЭКа
Ничего, я всегда вовремя плачу
Я не считаю нужным платить за коммунальные услуги

 







 

Как поддерживают энергоэффективность в Украине и в Европе

Вопросы повышения энергетической эффективности зданий являются актуальными не только для Украины, но и для стран Европы. Но, если в Украине о глобальной термомодернизации жилфонда пока только говорят, в Европе – активно ее активно поддерживают.

Энергетические недоразумения с Россией, как следствие, нестабильные цены на энергоносители и возможные перебои в их поставках, побуждают Украину к энергосбережению путем повышения энергоэффективности. Так, в этом году государством предусмотрено более 340 млн грн из бюджета страны на «энергоэффективные» мероприятия: возмещение 20% суммы кредитов на приобретение «негазовых» котлов (47,6 млн грн), 30% и 40% суммы кредитов на приобретение энергоэффективного оборудования и материалов (198 млн грн и 97,9 млн грн соответственно).

В целом, по информации Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, эти программы смогут охватить 134 тыс. семей и стать основой для привлечения более 1 млрд грн частных средств. 
 
 
Однако, о глобальной термомодернизацию речь пока не идет, ведь в ней нуждается подавляющее большинство существующих зданий и энергетических систем, а ни у государства, ни у населения сейчас на это средств нет. 
 
Заметим, чтобы термомодернизировать 25% существующих зданий до 2020 года Украине, по подсчетам Госэнергоэффективности, нужно привлечь 8,2 млрд евро. 
 
 
Кроме того, в Украине отсутствует специальное законодательство в сфере обеспечения энергетической эффективности зданий. В декабре прошлого года, конечно, правительством был разработан законопроект (№1566), целью которого являлось определение правовых, экономических и организационных основ деятельности в сфере обеспечения энергетической эффективности зданий, и ему не суждено было стать Законом – в начале года парламентарии вернули его на доработку разработчикам. 
 
 
По словам экспертов, законопроекту №1566 «Об энергетической эффективности зданий» не хватало прозрачности механизма энергетической сертификации зданий, а также четкости в положениях, касающихся контроля и верификации деятельности в энергетической сфере. По их мнению, органы власти должны оставить за собой лишь право выборочной верификации сертификатов и функции мониторинга показателей энергетических характеристик зданий, а не контролировать полностью все процессы. 
 
Так, важнейший законопроект для создания механизма государственной поддержки по термомодернизации жилья ушел в никуда. Единственный позитив - в мае Президент таки подписал Законы №327-VIII и №328-VIII, которые призваны открыть украинскую сферу энергоэффективности перед инвесторами.
 
В Европе подобная ситуация: стремительный рост спроса на энергию, та же нестабильность цен на энергоносители и угрозы перебоев в их снабжении. Но политика западных соседей по поддержке энергетической эффективности зданий несколько иная – ЕС вкладывает средства в повышение энергоэффективности на протяжении многих лет и за счет не одного законодательного и финансового механизмов. 
 
Большинство экономических инструментов ориентировано на жилой сектор, однако есть некоторые механизмы, которые касаются коммерческих зданий или же общественных зданий. Сама же финансовая поддержка предлагается, прежде всего, в виде грантов/субсидий, а затем за счет займов (кредитов) и налоговых льгот. Обязательства в области энергоэффективности поддерживаются за счет белых сертификатов, которые действуют в некоторых государствах-членах ЕС.
 
Так, гранты и субсидии, как правило, применяются, когда правительства считают, что оптимальный уровень энергоэффективных инвестиций не может полностью поддерживаться самостоятельно. Государство может частично помочь преодолеть начальные финансовые барьеры, поскольку за счет показателей энергоэффективности компенсируется финансовый риск. Такой подход характерен для всех без исключения государств ЕС.
 
Займы, в отличие от схем субсидирования, являются устойчивым средством финансирования. Они обеспечивают ликвидность и прямой доступ к капиталу, который может быть более актуальным для мероприятий по повышению энергоэффективности, прикрепленных к высоким начальным затратам, особенно в крупных проектах по обновлению. Основными субъектами по реализации кредитных программ являются правительства, международные организации и государственные банки, которые, как правило, устанавливают государственно-частное партнерство в целях привлечения и стимулирования клиентов придерживаться определенной схемы. Ярким примером является схема льготного кредита, в результате чего государственное финансирование снижает стоимость кредитов, которые затем распределяются частными банками. Так, немецкий общественный банк имеет длительный опыт в субсидировании реконструкции жилья и финансировании по низким ценам на рынках капитала. Банк получает субсидии от правительства, чтобы снизить процентную ставку, при которой она кредитует коммерческие банки, которые, таким образом, предлагают кредиты для домовладельцев под рыночным ставкам. Не пользуются механизмом льготного кредитования только в Дании, Ирландии, Португалии и Швеции.
 
Налоговые льготы считаются популярным инструментом во всех странах ЕС, кроме Болгарии, Кипра, Венгрии, Польши и Португалии. Прежде всего, из-за того, что могут быть менее дорогими, чем субсидии или гранты, принимать различные формы и работать вместе по схеме налогообложения. Так, налоговый убыток относится к схеме налоговых льгот, что компенсируется за счет доходов от налогообложения в энергоемких отраслях экономики, а их производительность коррелирует со скоростью сбора налогов. К примеру, в Италии, бюджетная поддержка в период 2007-2011 годов в рамках программы налоговых льгот дала инвестиции, эквивалентные 15,5 млрд евро, что одновременно приводит к 2 евро инвестиций на каждое 1 евро налогово-бюджетной поддержки.
 
 
Обязательства в области энергоэффективности на основе так называемых белых сертификатов практикуются в течение многих лет в Дании, Финляндии, Франции, Италии и Великобритании. Принципом обязательств является то, что энергетические компании (в Украине производители, исполнители жилищно-коммунальных услуг) должны доказать, что они провели мероприятия относительно содействия или повышения энергетической эффективности в помещениях конечного использования энергии (квартиры, здания). Так, Италия и Франция имеют обязательства по энергосбережению в сочетании с торговыми белыми сертификатами. Это означает, что аккредитованные участники (а не только поставщики энергии обязаны) могут заработать белые сертификаты и впоследствии их продать. Такие обязательства могут быть применимы для ряда различных секторов экономики, включая жилищно-коммунальное хозяйство. В частности, стороны обязаны в сфере энергоэффективности реализуют право уменьшить потребление энергии. Чтобы достичь своих обязательств, в основном участники заключают контракты с третьими лицами на рынке энергоэффективности, такими как компании теплоизоляционные, трейлеры из бытовой техники, производители жилищно-коммунальных услуг, финансовые учреждения и тому подобное. 
 
Европейцы убеждены, что с помощью такой стимуляции энергоэффективности им удастся к 2020 году сократить свое энергопотребление на 20%. Украинское правительство с не урегулированными законодательными вопросами и действенным механизмом государственной поддержки энергоэффективности надеется выйти на 9%. Без комментариев.
 
За материалами Минрегиона и Госэнергоэффективности
 
Анастасия Люк
 
Комментарии (0)