Рус Укр
ГлавнаяПубликацииЖильеУкраинские лифты в состоянии свободного падения
Новости ЖКХ
26 апреля 2024 г.
23 апреля 2024 г.
18 апреля 2024 г.
16 апреля 2024 г.
09 апреля 2024 г.
05 апреля 2024 г.
04 апреля 2024 г.
03 апреля 2024 г.
01 апреля 2024 г.
19 марта 2024 г.
Опросы все опросы
ЧТО ПРЕПЯТСТВУЕТ ВАМ ВОВМРЕМЯ ПЛАТИТЬ ПО СЧЕТАМ ЗА УСЛУГИ ЖКХ?
Слишком высокие тарифы
Регулярное повышение квартирной платы
Низкое качество услуг или их полное отсутствие
Не соблюдение исполнителями сроков по вывозу мусора
Бездействие ЖЭКа
Ничего, я всегда вовремя плачу
Я не считаю нужным платить за коммунальные услуги

 







 

Украинские лифты в состоянии свободного падения

В последние годы состояние лифтового хозяйства существенно ухудшилось. Сейчас почти 60% лифтового парка – это лифты, которые имеют срок эксплуатации 25 и более лет. В Минрегионе констатируют отсутствие мер, направленных на восстановление подъемников.

Как известно, лифты относятся к вертикальному транспорту повышенной опасности и, согласно требованиям Госстандартов №22011-95, их эксплуатация после окончания 25 лет установленного срока запрещена без проведения экспертной оценки. 

По информации Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, по состоянию на 1 июля 2015 года в Украине, без учета АР Крым и г. Севастополя, а также неподконтрольных украинскому правительству территорий Донецкой и Луганской областей, количество жилых домов, оборудованных лифтами, составляет 26,5 тыс. единиц. В них насчитывается 84 тыс. лифтов. Количество лифтов, которые имеют срок эксплуатации 25 и более лет, составляет 49,2 тыс. единиц, что составляет 58,6% лифтового парка Украины.
 
При этом в Министерстве подчеркивают, что наиболее критическая ситуация сложилась в Донецкой, Харьковской и Черкасской областях. В этих регионах количество лифтов, которые эксплуатируются 25 и более лет составляет около 80%. Лучший показатель демонстрирует Киевская область – 18,4%.
 
В то же время в Минрегионе отмечают, что практически во всех регионах Украины в запущенном состоянии находятся также и диспетчерские системы. Большинство из них отработали 20 и более лет и требуют замены или модернизации. Однако новые диспетчерские практически не строятся и не вводятся в эксплуатацию. 
 
«Все это привело к уменьшению количества диспетчеризированных лифтов в Украине: с 80% в 1994 году до 58,4% - сейчас», - объясняют в ведомстве.
 
Стоит заметить, что количество неработающих лифтов в настоящее время составляет 2,1 тыс. единицы, что составляет 2,5% от общего количества лифтов. Больше всего таких лифтов в Сумской (12,9%), Кировоградской (10,1%) и Донецкой (9,3%) областях. А вот в Черниговской и Ивано-Франковской области все лифты без исключения работают.
 
 
Так, с начала года количество лифтов, которые имеют срок эксплуатации 25 и более лет увеличилась на 0,9%, количество диспетчеризированных лифтов уменьшилось на 0,5%, а количество неработающих лифтов выросло на 0,3%.
 
Если сравнивать с показателями прошлых лет. За последнюю пятилетку количество лифтов, которые отслужили 25 и более лет увеличилась на 21%, количество диспетчеризированных уменьшилась на 4%. 
 
Напомним, на начало 2010 года, с учетом АР Крым и г. Севастополя, а также Донецкой и Луганской областей полностью, лифтовое хозяйство Украины насчитывало 90,2 тыс. лифтов, которые обслуживали 28,7 тыс. жилых домов; из них диспетчеризированные — 56,5 тыс. единиц (62,3%). Количество лифтов, которые имеют срок эксплуатации 25 и более лет составил 34 тыс. единиц (37,7%).
 
По результатам анализа соответствующих данных, в Минрегионе констатируют крайне высокий уровень физического и морального износа лифтового оборудования и практическое отсутствие мер, направленных на его восстановление.
 
Наряду с этим, Министерство разъясняет, что согласно Правилам содержания жилых домов и придомовых территорий, утвержденными приказом №76 Государственного комитета Украины по вопросам жилищно-коммунального хозяйства от 17 мая 2005 года, содержание и ремонт лифтов осуществляет исполнитель указанных услуг или по договору – специализированная организация; исполнитель услуг имеет право самостоятельно содержать и ремонтировать лифты при наличии соответствующих разрешений. Ответственность за исправное состояние и безопасную эксплуатацию лифта возлагается на его владельца.
 
Согласно Порядку формирования тарифов на услуги по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий, который утвержден постановлением №869 Кабинета Министров от 1 июня 2011 года, в состав тарифа на услуги по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий включаются, в частности, затраты по техническому обслуживанию лифтов, расходы по обслуживанию систем диспетчеризации (поддержание в рабочем состоянии систем в лифте, на входе к лифту и на рабочем месте диспетчера), расходы по текущему ремонту, расходы по энергоснабжению для лифтов.
 
В соответствии с Положением о системе технического обслуживания и ремонта лифтов в Украине, утвержденным приказом №73 Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики от 10 апреля 2000 года, владелец лифта должен обеспечить его безопасную эксплуатацию и техническое обслуживание. Система технического обслуживания и ремонта лифтов предусматривает выполнение по графику работ с целью обеспечения бесперебойной, безопасной работы лифтов, а также предотвращения преждевременного износа оборудования и поддержание их надлежащего технического состояния.
 
Требования к строению, изготовлению, монтажу, наладке, проведению технического осмотра и экспертного обследования, эксплуатации, ремонту, реконструкции и модернизации лифтов, подъемников и их составных частей установлены Правилами устройства и безопасной эксплуатации лифтов, которые утверждены приказом №190 Государственного комитета по промышленной безопасности, охране труда и горному надзору от 1 сентября 2008 года.
 
 
Вместе с тем, Законом Украины «Об охране труда» предусмотрен государственный надзор за соблюдением законов и других нормативно-правовых актов об охране труда. Согласно статье 21 Закона Украины «Об охране труда» постановлением № 687 Кабинета Министров от 26 мая 2004 года утвержден Порядок проведения осмотра, испытания и экспертного обследования (технического диагностирования) машин, механизмов, оборудования повышенной опасности, которым установлено, что в процессе эксплуатации лифты подлежат техническим осмотрам и экспертным обследованием. 
 
Так, лифты должны подвергаться техническим осмотрам: первичному (полному); периодическому (раз в 2 года); внеочередному (после аварии, реконструкции, перерыва в эксплуатации более 12 месяцев). 
 
Экспертное обследование проводится в случае: истечения предельного срока эксплуатации; реконструкции (перестройки) или модернизации, если это обусловлено нормативно-правовыми актами по охране труда; аварии или повреждения, вызванного чрезвычайной ситуацией природного или техногенного характера, с целью определения возможности восстановления; выявления во время проведения технического осмотра износа (механического или коррозионного), остаточной деформации, трещин, других повреждений составных частей, деталей или их элементов, превышающих допустимые значения. В других случаях экспертное обследование оборудования проводят согласно требованиям нормативно-правовых актов по охране труда или по инициативе работодателя. 
 
То почему с каждым годом украинское лифтовое хозяйство все больше приходит в упадок? Объяснение очень простое и часто используется во всех сферах ЖКХ – нехватка достаточного финансирования. На восстановление оборудования необходимы миллиарды гривен. 
 
Если в 2011 году правительство пыталось улучшить ситуацию путем внесения изменений в Закон Украины «О общегосударственной программе реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2009-2014 гг». В частности, в документе предлагалось предусмотреть отдельное мероприятие – «Капитальный ремонт, модернизация, замена лифтов и диспетчерского контроля» с общим объемом финансирования 5,9 млрд грн. В 2012-м звучали заявления о закрытии вопросы модернизации лифтового хозяйства за несколько лет. Сегодня об этом даже речь не идет. Хотя замена лифтового оборудования также способствует повышению энергоэффективности зданий.
 
Анастасия Люк
 
Комментарии (0)