Рус Укр
ГлавнаяИнтервьюИнтервью«Сегодня тарифы на воду для населения - сугубо социальный, но сложный вопрос», - Андрей Карауш
Новости ЖКХ
19 марта 2024 г.
07 марта 2024 г.
06 марта 2024 г.
04 марта 2024 г.
01 марта 2024 г.
29 февраля 2024 г.
28 февраля 2024 г.
23 февраля 2024 г.
21 февраля 2024 г.
Опросы все опросы
ЧТО ПРЕПЯТСТВУЕТ ВАМ ВОВМРЕМЯ ПЛАТИТЬ ПО СЧЕТАМ ЗА УСЛУГИ ЖКХ?
Слишком высокие тарифы
Регулярное повышение квартирной платы
Низкое качество услуг или их полное отсутствие
Не соблюдение исполнителями сроков по вывозу мусора
Бездействие ЖЭКа
Ничего, я всегда вовремя плачу
Я не считаю нужным платить за коммунальные услуги

 







 

«Сегодня тарифы на воду для населения - сугубо социальный, но сложный вопрос», - Андрей Карауш

С сегодняшним нашим гостем – директором РОПКП ВКХ «Ровнооблводоканал» Андреем Караушем – мы обсудили проблему убыточности тарифов на услуги водопотребления.

«Украина Коммунальная» в преддверии круглого стола «Механизмы обеспечения стабильного водоснабжения», который наше издание проведет 5 декабря совместно с организаторами международной выставки «Аква-Терм Киев 2014», решила более предметно изучить ситуацию в сфере водоснабжения. С сегодняшним нашим гостем – директором РОПКП ВКХ «Ровнооблводоканал» Андреем Караушем – мы обсудили проблему убыточности тарифов на услуги водопотребления, взаимоотношения предприятий водоснабжения с потребителями и нацрегулятором, а также особенности хозяйственной деятельности украинских водоканалов.

- В местных СМИ в последнее время часто упоминается, что водоканал сейчас переживает не самые лучшие времена, находится в тяжелом финансовом состоянии, демонстрирует серьезные убытки. Насколько правдива эта информация и с чем это связано?

Тяжелое финансовое состояние предприятия, в первую очередь связано с тем, что у нас до сих пор действуют тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения, которые равны тем, что были установлены еще в феврале 2012 года. Разумеется, что они не покрывают затраты предприятия на производство услуг.

- А какой уровень окупаемости тарифов, установленных для водоканала?

На сегодня тарифы для населения на услугу водоснабжения покрывают затраты на ее производство на 67,8 процентов, а уровень окупаемости услуг водоотведения составляет 72 процента. При этом, доля бытовых потребителей составляет 86 процентов, а остальных – 14 процентов.

- Ранее планировалось передать предприятие в собственность муниципалитета. Было ли принято соответствующее решение, и чем объясняется такая инициатива?

Действительно, еще в 2011 году Ровненский облсовет принял решение передать водоснабжающее предприятие территориальной общине города. Соответственно, городской совет согласовал передачу водоканала, но это решение так и не было доведено до практической реализации. Акты приема-передачи до сих пор не подписаны.

Андрей Карауш

- Почему вообще возникла необходимость передать «Ровнооблводоканал» городу?

Это решение – попытка улучшить финансово-экономическую ситуацию предприятия, и оно принималось, исходя из того, что за счет городского бюджета города можно будет удерживать предприятие «на плаву». Тогда город располагал необходимыми финансовыми ресурсами, однако на сегодня таких возможностей нет. Именно поэтому предприятие остается в областной собственности. В конце октября депутаты облсовета сформировали рабочую группу, которая должна проанализировать финансово-экономическое состояние предприятия и принять окончательное решение о том, целесообразно ли передавать водоканал городу или нет. Если предприятия не будет передано в собственность территориальной общины, то необходимо будет искать новые решения о том, как выводить работу предприятия на новый уровень. пути выхода предприятия на новый уровень работы, чтобы уменьшить убыточность. Свои выводы рабочая группа должна предоставить в ходе следующей сессии облсовета.

- Помимо неокупаемых тарифов, в еще чем причины убыточности предприятия?

Убыточность водоканала условная, поскольку существует как кредиторская задолженность, так и дебиторская. Кроме этого, есть задолженность государства по разнице в тарифах, которая для водоканала по состоянию на 1 октября составляет 139 миллионов гривен с учетом предыдущих периодов. Предприятие не лучше и не хуже, чем в других областях Украины.

- То есть, государство не выплачивает водоканалу разницу в тарифах?

Я бы хотел внести понимание в механизм компенсации тарифной разницы. Водоканалы не получают деньги, и ошибочно думать, что это так. Механизм выплаты субвенции по погашению разницы в тарифах для населения происходит по следующей схеме, которая предусмотрена ст. 152 закона «О госбюджете»: субвенция выделяется для местного бюджета, областной бюджет, в свою очередь, направляет ее предприятию, мы погашаем начисленное предприятию за энергоносители, а поставщик энергии рассчитывается с оптовым рынком, который, в свою очередь, расплачиваются с энергогенерацией. И уже производители энергии отчисляют средства в госбюджет. В определенном смысле это круг взаиморасчетов. В этом году «Ровнооблводоканал» получил две компенсации из госбюджета, направленные на уплату налогов. На сегодня описанная мной схема по расчетам за электроэнергию у нас не работает, поскольку, во-первых, у предприятие не имеет задолженности перед облэнерго, а у них, соответственно, нет долгов перед ОРЭ.

- Каков уровень платежной дисциплины населения? И каков размер кредиторской задолженности водоканала?

Согласно уровню текущих расчетов, бытовые потребители выплачивают 97-98 процентов от начисленным им сумм за потребленные услуги. То есть, по экономически необоснованным тарифам население рассчитывается практически полностью. Но, тем не менее, с учетом предыдущих периодов долг населения составляет 12,6 миллионов гривен. Немного иначе выглядит ситуация с дебиторской задолженностью бюджетной категории потребителей. Точнее, задолженности перед нами у областного бюджета нет, а вот государственные учреждения образования оплачивают порядка 70% начислений. У города была перед нами незначительная задолженность, но, скорее, она связана с тем, что они внесли оплату после 30 числа. Кредиторский долг у нас перед «РивнеАзот» за очистку стоков в размере 12 миллионов гривен, из них 2,8 миллиона – штрафы.

Андрей Карауш

- Насколько жилищный фонд обеспечен приборами коммерческого учета?

Практически на 80 процентов многоквартирные дома оснащены поквартирными счетчиками, а вот общедомовых приборов учет у нас практически нет. Серьезные проблемы возникают при оплате бытовыми потребителями услуг водопотребления, поскольку они оплачивают их в соответствии с показателями квартирного учета. Но квартирные счетчики, в отличии от подомовых, не учитывают потери во внутридомовых сетях. Соответственно, образуется разница, которую кто-то должен оплачивать. А как вы знаете, сфера лицензионной деятельности водоканала по водоснабжению заканчивается на домовом приборе учета, или на срезе здания, что касается водоотведения – то наша хозяйственная деятельность лицензирована до первого канализационного колодца возле жилого дома.

- То есть, на этом этапе возникает проблема с определением исполнителя услуг?

Да, и позиция национального регулятора заключается в том, что подача воды «до крана» - это отдельная услуга централизованного водоснабжения, и она не является лицензионной хоздеятельностью. Оплату на эту услугу, согласно законодательству, должны устанавливать местные органы власти, а нести ответственность за потери во внутридомовых сетях должен балансодержатель дома. Например, ЖЭК, который должен рассчитывать эти потери по индивидуальному техническому нормативу и закладывать их в квартирную плату. В реальности, этого никто не делает. Поэтому, фактически не имея договоров на услуги исполнения, водоканалам приходится заниматься внутридомовыми проблемами и отвечать за эти потери воды. Этот вопрос нуждается в серьезном нормативном урегулировании.

- Насколько нам известно, в пятницу регулятор наконец установил для «Ровнооблводоканала» экономически обоснованную себестоимость. Как изменяться в связи с этим тарифы для бытовых потребителей?

К сожалению, сегодня тарифы на воду для населения - сугубо социальный, поэтому сложный вопрос. Все тарифные расчеты и экономические обоснования стоимости услуг, опираясь на данные последних трех лет для каждого предприятия давно посчитаны. Сейчас для принятия экономически обоснованного тарифа для населения нужна исключительно политическая воля. Итак, что касается действующих тарифов: для бытовых абонентов без учета НДС стоимость услуги централизованного водоснабжения составляет 2,21 гривен за кубометр, а для небытовых потребителей эта цена установлена в размере 4,98 гривен за кубометр. Также население платит за водоотведение 1,90 гривен за метр кубический, а коммерческие потребители – 5,50 гривен. При этом, Нацкомуслуг установила нам экономически обоснованную себестоимость по водоснабжению 4,39 гривен за кубометр, а по водоотведению 3,71 гривен. То есть, без учета инвестиционной составляющей экономически обоснованный тариф быть установлен именно на этом уровне, но исходя из вышеоговоренных причин тарифы для населения не изменится.

- А вы подавали регулятору инвестиционную программу? Насколько это обязательно? Какие мероприятия по модернизации предусмотрены инвестпрограммой?

Важно понимать, что Комиссия регулирует ту часть тарифа, которая образуется сверх себестоимости, то есть, прибыль и предписывает целевое использование этих средств. В частности, полученные средства сверх себестоимости предприятие может потратить только на энергосбережение, модернизацию или техническое переоборудование основных мощностей. «Ровнооблводоканал» представил инвестиционную программу, реализация которой распланирована на год. Речь идет о технологическом переоснащении предприятия, замене скважинных насосов и фильтров, насосных агрегатов на водопроводных и канализационных станциях, установке приборов технологического учета, закупке нового оборудования для лабораторий, занимающихся качеством воды и стоков, собираемся приобрести аппарат для сварки пластиковых труб больших диаметров, а также провести реконструкцию очистных сооружений. Программа будет корректироваться в связи с установленными тарифами. Но общая ее стоимость составляет 9,9 миллионов гривен. По нашим расчетам, реализовав мероприятия программы нам удастся сэкономить порядка 7 миллионов гривен на оплате энергоресурсов.

- Насколько изношены оборудование и сети? Проводилась ли модернизация ранее?

Порядка для 27 процентов сетей срок эксплуатации давно превышен, то есть они находятся в аварийном состоянии и требуют немедленного капитального обновления. Другими словами, уровень их изношенности составляет 100 процентов. При этом, наличие таких сетей, которые эксплуатируются, несмотря на то, что их так называемый «срок годности» давно исчерпан, представляет еще и существенную экономическую проблему для водоканалов. В частности, она состоит в том, что в этом случае предприятию крайне сложно рассчитать амортизационные отчисления и указать их в своих расходах. Что касается технического оснащения водоканала, то за последние 6-7 лет мы заменили около 80 процентов оборудования на новое с частотным регулированием и плавным пуском. Кроме того, все скважинные насосы мы заменили на гидровакуумные.

Андрей Карауш

- Предприятие проводило модернизацию за счет собственных средств или привлекали инвестиции?

Модернизация проводилась и за счет собственных средств водоканала, и за счет бюджетных ассигнований. На сегодня привлечение инвесторов в сферу водоснабжения невозможно из-за убыточности тарифов, а даже если тариф предусматривает прибыль, она должна быть материализована через инвестпрограмму. Возможно, введение механизма стимулирующего регулирования позволит изменить ситуацию и привлекать инвестиционные средства. Опять же вопрос в том, как будет регулироваться использование прибыли.

- До для введения стимулирующего регулирования тарифообразования, необходимо установить экономически обоснованные тарифы для предприятий отрасли. С учетом чрезмерной политизации этого вопроса, насколько реально ожидать повышение тарифов до обоснованного уровня затрат?

Я не вижу никакой проблемы. Если разобраться, то доля платы за воду в структуре коммунальных платежей среднестатистической украинской семьи – минимальна. Даже, если вы в городе Ровно израсходуете 10 кубометров воды в месяц, то вы заплатите 50 гривен. И, если бы вы платили, допустим, 60 гривен, я не думаю, что это сильно бы ударило по семьейному кошельку.

- Многие предприятия жалуются на чрезмерное давление, контроль и сложности бюрократических процедур, установленных Нацкомуслуг. Как «Ровнооблводоканалу» работается с регулятором?

У нас нет проблем с регулятором. Если выполнять предписания Комиссии, более серьезно относиться к заполнению форм и проведению расчетов, то никаких вопросов у регулятора к предприятию не возникает. Более того, члены Нацкомуслуг всегда открыты для консультаций, охотно предоставляют разъяснения. Должно быть прежде всего желание водоканала наладить конструктивный диалог. 

Беседовала Мария Цатурян; фото Александр Гаврилюк

 
Комментарии (2)
Владимир5
21 ноября 2013 г. 17:01
...Більш того, члени Нацкомпослуг завжди відкриті для консультацій, охоче надають роз'яснення. Має бути передусім бажання водоканалу налагодити конструктивний діалог... у тепловиков в НКРКП есть такой себе деятель - Расковский Н.И. полный тупень и не адекват , теплоснабжающие предприятия от этого невменяшки стонут .
Олена4
21 ноября 2013 г. 17:33
Познавательно. Оказывается, не все так однозначно у водоканальщиков. Им тоже тяжко.