Рус Укр
ГлавнаяПубликацииЖильеНалог на недвижимость приближается к абсурду
Новости ЖКХ
02 мая 2024 г.
01 мая 2024 г.
30 апреля 2024 г.
26 апреля 2024 г.
23 апреля 2024 г.
18 апреля 2024 г.
16 апреля 2024 г.
09 апреля 2024 г.
05 апреля 2024 г.
04 апреля 2024 г.
Опросы все опросы
ЧТО ПРЕПЯТСТВУЕТ ВАМ ВОВМРЕМЯ ПЛАТИТЬ ПО СЧЕТАМ ЗА УСЛУГИ ЖКХ?
Слишком высокие тарифы
Регулярное повышение квартирной платы
Низкое качество услуг или их полное отсутствие
Не соблюдение исполнителями сроков по вывозу мусора
Бездействие ЖЭКа
Ничего, я всегда вовремя плачу
Я не считаю нужным платить за коммунальные услуги

 







 

Налог на недвижимость приближается к абсурду

Реформа «квартирного» налога в действии: обложение погребов и «удобств на улице» по ставкам коммерческой недвижимости — уже реальность, а переселенцев так никто и не освободил от уплаты налога с брошенных квартир.

Три месяца действия новых правил взимания и уплаты налога на недвижимость подтвердили народную мудрость: хороший дом из кривых бревен и битого кирпича не построишь. Для этого нужен настоящий талант. Практика показала, что талантом облагородить явно кособокий налог в Украине обладают лишь избранные городские советы. В большинстве городов ограничились компиляцией положений обновленного Налогового кодекса. В некоторых — проявили инициативу, но вместо исправления дефектов и нивелирования спорных норм, наоборот, выпятили и окончательно их узаконили.

Такова обратная сторона налоговой децентрализации. Налог на недвижимость, как известно, является местным платежом. Он вводится лишь решениями местных советов, которые обладают достаточными полномочиями для корректировки правил уплаты налога и защиты малообеспеченных владельцев жилья. К сожалению, на местах народные избранники своим правом на шлифовку налога, как правило, пренебрегают. Впрочем, ничего удивительного, если учесть, что за 4 с лишним года действия Налогового кодекса парламентарии так и не довели до ума статью, регулирующую уплату налога на недвижимость. Какой уж спрос с местных советов. 
 
Как следствие, ситуация с «квартирным» налогом лишь усугубляется, и все больше похожа на театр абсурда. На примере переселенцев из Крыма и Донбасса это видно лучше всего. 

Фискалы просят заплатить

В середине марта Государственная фискальная служба обнародовала разъяснение относительно налогообложения недвижимости в Крыму и зоне АТО. Смысл разъяснения прост. Переселенцы, не подпадающие под льготы, должны уплатить налог со своей недвижимости, даже если она брошена, разрушена или «экспроприирована». Должны уплатить налог и предприятия-владельцы крымской и донбасской недвижимости.
 
 
ГФСУ в разъяснении акцентировала внимание на том, что Верховная Рада признала оккупированный Крым неотъемлемой частью Украины и создала в нем СЭЗ «Крым». Поэтому для освобождения крымской недвижимости от налогообложения никаких оснований нет. Аналогичная ситуация с зоной АТО, на которую также распространяется действие Налогового кодекса.
 
Картина получается, мягко говоря, странная. По закону «квартирный» налог уплачивается в местные бюджеты по месту нахождения недвижимости. То есть поступления от владельцев недвижимости в Донецке — как предприятий, так и физических лиц, — «в теории» должны направляться в донецкий городской бюджет, а поступления от владельцев квартир в Симферополе — в бюджет Симферополя, то есть в ДНР и Россию. Нонсенс. 
 
При этом для граждан ситуация усугублена тем, что налог с них взимается за прошлый год, то есть в 2015-м — за 2014-й, без учета, в каком состоянии и в чьем владении недвижимость находится сейчас. Даже если от нее остался один фундамент, переселенец, владевший недвижимостью в зоне АТО в 2014 году, в этом году должен уплатить налог, а налоговая инспекция обязана этот налог взыскать. 
 
И фискальную службу укорить не в чем — она лишь выполняет требования Налогового кодекса. Все вопросы — к законотворцам. Времени для внесения необходимых корректировок у них было достаточно, за год можно было переписать весь Налоговый кодекс. Депутаты же ограничились внесением очередных «улучшений», которые также нужно корректировать. Но хуже всего то, что решать проблему налогообложения недвижимости на оккупированных территориях они даже не намерены. 
 
Поэтому ГФСУ пытается решить проблему, как может. В разъяснении она предложила владельцам крымской недвижимости уплатить налог в местный бюджет «по месту своего нахождения», обосновав это сложной экономической и политической ситуацией в стране. 
 
Нюанс в том, что предприятия обязаны декларировать налог до 20 февраля, а граждане — уплачивают налог лишь в случае, если налоговики прислали им уведомление-решение с указанием суммы налога и реквизитами.
 
Так что практическая ценность разъяснения ГФСУ близка к нулю. Для предприятий — оно запоздало на месяц, а граждан ни к чему не обязывает. К тому же, до 2015 года под налогообложение подпадала незначительная часть владельцев недвижимости, а обложение нежилой недвижимости в зоне АТО и сейчас под вопросом, ведь для этого легитимные местные власти должны утвердить налог, что фактически невозможно. Одним словом, брешь в законодательном регулировании вряд ли приведет к масштабным последствиям, а реального «спонсирования» ДНР и ЛНР на практике ждать не стоит. Но сама по себе ситуация с «квартирным» налогом симптоматична, и в будущем может «аукнуться» еще не одним казусом. 

Все силы — на пиар!

Что же касается практики, местные власти лучше всего пока справляются с пиаром. Так, в Днепропетровске и. о. мэра Максим Романенко и замначальника городского управления рынков, местных налогов и сборов Борис Невдаха заявили, что горсовет обложил жилье налогом по ставке в 1%, в то время как Налоговым кодексом установлена предельная ставка в 2%. Однако, это лишь часть правды. Согласно решению Днепропетровского горсовета №7/60 от 28 января, которым утверждены новые правила налогообложения недвижимости, с 2016 года жилье в городе будет облагаться налогом по ставке в 2%. А вот о владельцах нежилой недвижимости местные депутаты позаботились: установили половинные или даже «четвертные» ставки налога (для объектов на периферии). Так что днепропетровским пенсионерам предоставлена «почетная возможность» заплатить в бюджет в 2-4 раза больше (за каждый «лишний» метр), чем владельцам отелей и коммерческой недвижимости. И это при том, что накануне принятия налога Максим Романенко разрекламировал инициативу рабочей группы уменьшить ставку налога в 20 раз — до 0,1%. 
 
В Киеве секретарь горсовета Алексей Резников обновление правил налогообложения недвижимости также преподнес как заботу о киевлянах и посоветовал владельцам жилья не переживать, заверив, что налог в столице будет взиматься лишь в 2016 году. На самом деле, налог с киевлян взиматься будет и в этом году — только за 2014 год и по прошлогодним ставкам. 

Перегибы ушли «на места»

Куда скромнее успехи местных властей в детальной регламентации налогообложения недвижимости. Так, в Черновцах ограничились установлением ставки налога размере 1%, расширением необлагаемой жилплощади до 70 кв. м и освобождением от уплаты налога участников АТО, их семей и семей погибших бойцов. При этом местное положение о «квартирном» налоге поместилось на одной страничке, так как по всем ключевым вопросам оно отсылает к Налоговому кодексу. 
 
В Виннице тоже обошлись прямым цитированием кодекса. «От себя» местные депутаты лишь дифференцировали ставки налога на жилье — от 1% до 2%, и ставки налога на нежилую недвижимость — от 0,5% до 2%. Причем квартиры, дома и коттеджи обложены налогом по предельной ставке. Малоимущим же владельцам жилья лишь пообещали установить особый порядок налогообложения. 
 
Как следствие, в большинстве городов перегибы и недостатки статьи 266 Налогового кодекса, регулирующей уплату налога, из потенциальных стали явными. В первую очередь это касается «безумной» нормы о налогообложении приусадебных построек. 
 
Причем в некоторых городах на ней сделали акцент. В той же Виннице для приусадебных построек установлена ставка в 0,5%, в Харькове — 0,1%. Польза от такого пристального внимания к хозпостройкам сомнительна, а вред налицо, ведь на налоговиков взваливается непосильная ноша — расчет сумм налога со всех летних кухонь, сараев и погребов. Доход это сулит копеечный, а хлопот и административных затрат — мешок. Затраты на изъятие такого платежа в сотни раз превышают размеры возможных поступлений в бюджет.

 
Однако местные чиновники в такие детали не вдаются, а определение нежилой недвижимости в Налоговом кодексе воспринимают как руководство к действию. Например, в Северодонецке изначально ставки для сараев не установили и сейчас наверстывают упущенное. Местные депутаты планируют на ближайшей сессии принять решение об обложении налогом хозпостроек по ставке 0,1%. 
 
Кстати, в городах, где хозяйственные постройки обошли вниманием, ситуация не лучше. В Киеве, например, погреба с сараями должны облагаться на общих основаниях — по ставке 1%, так как депутаты об этой категории недвижимости, видимо, просто забыли. 

Лучи света в темном царстве

Правда, в некоторых городах все-таки додумались до отмены налогообложения сараев. В частности, в Днепропетровске и Славянске. В Краматорске для хозяйственных построек установили необлагаемый минимум — 80 кв. м.
 
В некоторых городах от налогообложения освобождены религиозные организации и многодетные семьи, в Киеве — участники АТО, в Славянске — пенсионеры, ветераны войны и чернобыльцы. Так что проблески на местах случаются. 
 
Одно из лучших местных положений о «квартирном» налоге утвердили во Львове. Здесь от налогообложения освобождены не только хозпостройки и недвижимость религиозных организаций, но и гаражи, собственность научных и научно-производственных предприятий, объекты учреждений культуры, спорта и образования, а также объекты, находящиеся в состоянии реконструкции и капремонта.
 
Но в масштабах страны такое внимание городских советов к нюансам налогообложения недвижимость — большая редкость. Поэтому перспективы нерадостны. Если с налогом не могут разобраться в большинстве городов, чего ожидать от районов и сел? Исправить положение может только Верховная Рада, но на внесение масштабных поправок в обозримом будущем надежды мало.
 
Сейчас налогообложение недвижимости буксует по двум причинам. Во-первых, далеко не везде на местах налог утвержден. Во-вторых, налоговики попросту не располагают информацией о многих собственниках жилья. По данным Минюста, из-за законодательной неурегулированности БТИ передали в госреестр данные о 40% объектов недвижимости, а в Киеве — 30%. Вопрос в том, что произойдет, если «квартирный» налог в Украине заработает в полную силу и во всех населенных пунктах?
 
Валентин Хорошун, специально для ИА «Украина Коммунальная».

Реклама: Приобрести квартиру в наше время не составляет особого труда. Огромный ассортимент на рынке недвижимости, представленный многими компаниями-застройщиками, поможет Вам сделать свой выбор. Более детально ознакомиться с информацией можно на сайте http://newirpen.com.ua/, где представлены новостройки в Киевской области.

 
Комментарии (1)
Коля Пухов
12 апреля 2015 г. 22:38
Вищенаведена критика може й правильна, але вона якась беззуба та неконструктивна: немає жодної пропозиції щодо покращень у цьому питанні.