Рус Укр
ГлавнаяИнтервьюИнтервью«Отношение самих жильцов к своим домам должно меняться», - Владимир Гройсман.
Новости ЖКХ
19 марта 2024 г.
07 марта 2024 г.
06 марта 2024 г.
04 марта 2024 г.
01 марта 2024 г.
29 февраля 2024 г.
28 февраля 2024 г.
23 февраля 2024 г.
21 февраля 2024 г.
Опросы все опросы
ЧТО ПРЕПЯТСТВУЕТ ВАМ ВОВМРЕМЯ ПЛАТИТЬ ПО СЧЕТАМ ЗА УСЛУГИ ЖКХ?
Слишком высокие тарифы
Регулярное повышение квартирной платы
Низкое качество услуг или их полное отсутствие
Не соблюдение исполнителями сроков по вывозу мусора
Бездействие ЖЭКа
Ничего, я всегда вовремя плачу
Я не считаю нужным платить за коммунальные услуги

 







 

«Отношение самих жильцов к своим домам должно меняться», - Владимир Гройсман.

Наши коллеги - корреспонденты отраслевого профессионального издания «Время ЖКХ» задали актуальные вопросы главе города Владимиру Гройсману.
В Украине есть города, которые опровергают устоявшееся утверждение о том, что в этой стране невозможно проведение реформы ЖКХ, развитие городской инфраструктуры, формирование эффективных собственников жилищного фонда. Одним из таких населенных пунктов является Винница.
 
Наши коллеги - корреспонденты отраслевого профессионального издания «Время ЖКХ» задали актуальные вопросы главе города Владимиру Гройсману. Он рассказал о том, как Виннице удается держать «высокую планку», на каких принципах работают городские ОСМД, и каких новаций ждать жителям в ближайшее время. Считаем, что опыт Винницы будет интересным и для читателей «Украины Коммунальной».
 
- Вы во второй раз были избраны вице-президентом Ассоциации городов Украины по вопросам ЖКХ. Какие проблемы в сфере ЖКХ для Ассоциации сегодня наиболее актуальны? Возможно, есть какие-то новые идеи, проекты?
 
Людей интересует прежде всего качество предоставления коммунальных услуг: чтобы в квартирах было тепло, чтобы постоянно была горячая вода, не было перебоев с электроснабжением и т.д. Мы, органы местного самоуправления, можем постоянно повышать качество обслуживания жителей, искоренять халатность и хамство. Но качество услуг критически зависит от состояния инфраструктуры, и этот вопрос мы самостоятельно решить не можем. Для этого нужны значительные средства, которых в местных бюджетах нет. Поэтому здесь нужно объединять усилия местной власти,  государства, и самих жителей. Сегодня имеем замкнутый круг – из-за недостаточности средств невозможно делать серьезную модернизацию, а это приводит к низкому качеству услуг и значительным потерям. 
 
Нужно этот круг разорвать. В тарифах должна быть инвестиционная составляющая. Тогда у местных коммунальных предприятий появятся возможности реализовать программы модернизации. Необходимо развивать институт эффективного собственника - ОСМД, и разрабатывать стимулы для их кредитования со стороны банковских структур. Тогда к этому процессу присоединятся сами жители. И, конечно, нужно расширять, а не сужать полномочия органов местного самоуправления. Естественно, что на местах лучше видно, какие работы нужно выполнять в первую очередь, и именно на местах нужно это решать. Все эти вопросы постоянно обсуждаются представителями Ассоциации с представителями правительственных структур.
 
- Занимая такую должность в Ассоциации, пытаетесь ли Вы каким-то образом способствовать распространению положительного опыта Винницы в сфере ЖКХ в других городах?
 
Мы всегда открыты к сотрудничеству, и это никак не зависит от моей должности в Ассоциации. К нам ежегодно приезжают коллеги из десятков городов и мы охотно делимся нашим опытом. В то же время и наши работники всегда ищут новые интересные идеи, которые можно реализовать в нашем городе. Кстати, некоторые инновации мы вводим благодаря предложениям самих жителей. Например, мне на страницу общения с винничанами, которая на одном из сайтов действует уже семь лет, в свое время один из жителей написал, что достали уже эти очереди, чтобы оплатить коммунальные услуги. И предложил внедрить проект по оплате коммунальных услуг через Интернет. В результате, через некоторое время с помощью специального сайта такой сервис заработал. За коммунальные услуги люди могут платить с домашних компьютеров, а те, у кого их нет, могут это делать через специальные терминалы, которые расположены по всему городу. С недавних пор стало возможным осуществлять через Интернет и оплату за пребывание ребенка в детском саду.
 
Владимир Гройсман
 
- В 2011 году Винница получила первенство среди городов категории до 500 тысяч жителей в рамках конкурса «Населенный пункт наилучшего благоустройства и поддержки общественного порядка». Не сдаются позиции и сегодня улицы, площади, фонтаны упорядочены, городской транспорт не вызывает серьезных нареканий... Каким образом Вам удается держать планку в условиях кризиса?
 
Сегодня действительно нелегко реализовывать все идеи в жизнь. Но у нас есть принятая в 2010 году Концепция стратегического плана развития города «Винница - 2020». В ней четко сформулировано, куда мы идем, и каких целей мы хотим достичь к 2020 году по тем направлениям развития города, которые определены как приоритетные. Понятно, что для реализации всех наших планов нужны серьезные ресурсы. Но подчеркну - мы четко знаем, какие планы нужно воплотить в первую очередь, и что делать после. 
 
В отношении ресурса, то опять же таки - качественное планирование в условиях ограниченности местных бюджетов позволяет нам двигаться правильным путем. Кроме того, мы постоянно ищем дополнительные ресурсы и возможности. В качестве примера приведу наш совместный проект по энергоэффективности со Швейцарским бюро сотрудничества в Украине, скрепленный соответствующим Меморандумом, который был подписан на уровне Государственного секретариата по экономическим вопросам Швейцарской Конфедерации, Министерства регионального развития, строительства и ЖКХ Украины и исполнительного комитета Винницкого городского совета. Благодаря этому проекту мы привлекли 16 миллионов швейцарских франков на безвозвратной основе. Проект рассчитан на два года, и первый этап будет реализован уже в этом году в одном из микрорайонов города. Речь идет о комплексе мер, которые позволят сократить потребление энергоресурсов одновременно с улучшением качества услуг централизованного теплоснабжения жителям.
 
- Сегодня на государственном уровне планируется активизировать процесс создания ОСМД. Склонны ли винничане к тотальной ОСМДмизации? Сколько в Вашем городе многоэтажек, и какую долю из них занимают ОСМД и ЖСК?
 
Сегодня на балансе города 1563 многоэтажки. В 273 из них созданы ОСМД. 72 объединения приватизировали придомовые территории. Если говорить об ОСМД, то, как по мне, этот процесс в Виннице происходит достаточно динамично. Наш профильный департамент и общественные организации-партнеры не просто разъясняют людям, что создание ОСМД позволит улучшить качество обслуживания многоэтажки, объясняют, что объединение самостоятельно устанавливает уровень квартирной платы (и, как правило, в объединениях этот тариф на 15 – 20 процентов ниже), а также обучают председателей ОСМД и старших по домам всему тому, что они должны знать. Обучение происходит на базе нашего технического университета. Однако на этом сотрудничество не заканчивается, потому что наши работники и председатели ОСМД находятся в постоянной коммуникации между собой. Это моя позиция - чиновники не должны создавать людям проблемы, они обязаны помогать им их решать. В противном случае, - таким людям не место в нашей команде.
 
Но о «тотальной ОСМДмизации», как по мне, говорить не стоит. Объединение совладельцев многоэтажных домов предусматривают другую систему, которая отличается от той, к которой привыкли наши жители. У людей должен быть выбор. Хотят жители создать ОСМД и обслуживать свой дом самостоятельно - пожалуйста. Хотят объединиться, но привлечь для обслуживания специализированное предприятие - нет вопросов. Готовы остаться на обслуживании в существующем жилищно-эксплуатационном предприятии - это их решение. Люди сами должны определиться, где им лучше. Вопрос только в том, что отношение самих жильцов к своим домам должно меняться. Ведь нам в наследство досталась советская система обслуживания жилого фонда - за все несет ответственность ЖЭК. Хотя, на самом деле, большинство квартир в многоэтажках давно приватизированы. И не только квартира, но и лестницы, чердаки, подвалы - это все собственность жильцов дома. Они сами должны между собой определяться, как правильно управлять своей собственностью. 
 
Поэтому мы параллельно начали создавали институт «Старших по домам», чтобы люди были более активными: ЖЭК не предоставил качественную услугу - старший не подписывает акты выполненных работ, и люди, соответственно, за это не платят. А кто будет старшим - вопрос к жителям дома, они сами его выбирают и делегируют ему полномочия быть главным во взаимодействии с поставщиком услуг. С прошлого года старшие по домам получили возможность не только контролировать работу ЖЭКов по предоставлению услуг жителям, но и по согласию жителей самостоятельно заказывать дополнительные услуги.
 
Владимир Гройсман
 
- В 2011 году в рамках соглашения о сотрудничестве по содействию развития ОСМД, заключенной Винницким городским советом и Международной Финансовой Корпорацией (ІFС), был открыт Ресурсный центр по поддержке ОСМД. Довольны ли Вы сегодня деятельностью Центра? Каким образом он оказывает помощь уже действующим ОСМД? Возможно, ведется реестр грантовых проектов, в которых могут принять участие ОСМД, как это, например, делают в Днепропетровском областном совете?
 
Это как раз то, о чем я только что сказал - постоянная коммуникация и обратная связь. На сегодня Ресурсный Центр поддержки ОСМД города Винницы является опорой и поддержкой для существующих ОСМД и тех, что создаются. В его состав входят работники городского совета и представители 3-х общественных организаций, в том числе Ассоциация ОСМД. Создание такого центра дало возможность сконцентрировать деятельность и развитие ОСМД в городе Виннице. На базе центра системно проводятся тренинги и семинары для представителей ОСМД по вопросам и проблемам, возникающим в деятельности объединений. 
 
Центр - это возможность для жителей получить консультацию, обменяться мнениями и опытом. Его сотрудники также следят за изменениями в законодательстве, предложениями грантовых проектов, опытом других городов и стран. Если говорить подробнее, то позапрошлой зимой за счет ІFС было проведено 50 энергоаудитов домов ОСМД и подготовлено 20 бизнес-планов для проведения тепломодернизации высоток. В прошедший зимний период дополнительно проведено 20 энергоаудитов, по результатам которых будут разработаны бизнес-планы. Эта работа позволяет ОСМД на основании полученных отчетов и документов участвовать в грантовых проектах по утеплению жилых домов. Совместно с ІFС мы также работаем над механизмами кредитования ОСМД банками и над предложениями относительно государственного регулирования этого процесса, которые позволили бы запустить такой механизм. Кстати, в прошлом году городской совет утвердил Программу стимулирования внедрения энергосберегающих мероприятий в домах ОСМД «Энергоэффективный дом. Шаг за шагом», которая рассчитана до 2020 года.
 
- Как Вы отметили, наряду с ОСМД в Виннице, еще в 2011 году был введен пилотный проект взаимодействия с жителями - «Старший по дому». Расскажите о нем, на какой стадии он находится сегодня? Кто такой старший дома, его функции пользуется ли он каким-то льготами?
 
Как я уже говорил, старший по дому - это житель многоэтажки, который представляет интересы своих соседей (жителей дома) перед обслуживающим жилищно-эксплуатационным предприятием. Это человек, который фактически является посредником между жильцами и ЖЭКом. Через институт «Старших по дому» мы хотим активизировать позицию самих жителей и наладить нормальные деловые взаимоотношения людей с ЖЭКом.
 
Сначала объяснить людям это нововведение было трудно, но сегодня в подавляющем большинстве домов жильцы уже выбрали старших. Мы, конечно, поддерживаем таких инициативных людей, которые фактически выполняют сложную работу на общественных началах («Время ЖКХ» - городская власть предоставила старшим по дому льготы - они не платят квартплату и плату за вывоз твердых бытовых отходов). Кстати, в 2011 году старшие по домам объединились в Ассоциацию для оказания помощи и консультаций своим коллегам.
 
- Три года назад Вы начали сокращение количества ЖЭКов. Сегодня не жалеете об этом решении?
 
Мы действительно провели оптимизацию сети. Сократилась фактически численность управляющего состава, а работников, которые непосредственно обслуживают дома, осталось столько, сколько того требуют объемы работ. По моему мнению, это было абсолютно правильное решение. Нам удалось почти на 50% сократить накладные расходы предприятий, теперь работаем над укреплением материальной базы и улучшением кадрового потенциала. В целом ЖЭКи на сегодня работают безубыточно и без финансирования. А раньше это были огромные дотации и убытки. 
 
За последние годы в несколько раз увеличились объемы выполнения ремонтных работ. ЖЭКи стали достаточно мощными, а главное - ответственными по отношению к людям предприятиями, способными вовремя и качественно выполняли те задачи, которые перед ними стоят. В то же время мы продолжаем реорганизовывать систему содержания и управления домов.
 
- Несколько лет назад Вы говорили об идее введения единой автоматизированной системы управления ЖКХ города, которая должна работать в режиме реального времени. Сегодня эта система уже работает?
 
Пока что эта система тестируется на базе одного ЖЭКа. Дело в том, что ее аналогов в Украине нет, не было такого опыта и у разработчиков программного обеспечения. Мы вместе сделали это достаточно амбициозный шаг и сейчас отшлифовываем программу, смотрим, как она работает на практике. Автоматизированная система управления жилищно-коммунальным хозяйством города - это однозначно существенный шаг вперед, который поможет вывести на качественно новый уровень работу отрасли. Мы планируем в следующем году распространить эту систему на все предприятия ЖКХ и интегрировать ее с другими системами, которые уже работают у нас. Доступ к базе данных по жилищно-коммунальному хозяйству будут иметь и старшие по домам. Они смогут в режиме реального времени получать всю необходимую информацию относительно состояния их дома; работы поставщиков услуг, работы, которые выполнялись, которые планируются, начисления по дому...
 
- В Комитете Верховной Рады по вопросам строительства, градостроения, ЖКХ и региональной политики состоялись слушания по проблемным вопросам реализации законов Украины об особенностях передачи в аренду или концессию объектов тепло-, водоснабжения и водоотвода, находящихся в коммунальной собственности. Ассоциации было рекомендовано проработать проблемные вопросы, в частности, относительно подготовки коммунальных предприятий к передаче в аренду или концессию, дальнейшей деятельности арендаторов или концессионеров, взаимоотношений с местными властями и предоставить Комитету соответствующие предложения к законопроекту. Наработаны уже какие-то материалы?
 
Лично я осторожно отношусь к привлечению частного капитала в сектор ЖКХ. К сожалению, у нас в городе был негативный опыт сотрудничества с частными структурами. Нам пришлось отказаться от услуг нескольких частных ЖЭКов из-за жалоб жильцов. Была очень неприятная история, когда частная структура, которая арендовала одну из котельных, довела ситуацию до кризиса, и в преддверии отопительного сезона сообщила, что не подаст тепло на целый микрорайон. Пришлось расторгать соглашение и в авральном режиме исправлять ситуацию. 
 
На самом деле, европейские директивы прямо говорят о том, что форсированная приватизация в сфере ЖКХ не является целесообразной, поскольку ключевым является вопрос обеспечения качественного и своевременного оказания социально значимых услуг. Кроме того, приход добросовестных инвесторов критически зависит от экономической обоснованности тарифов. Частный собственник не будет работать себе в убыток. Он должен вернуть свои инвестиции, и, если его поступления недостаточны, то он будет компенсировать свои убытки за счет дальнейшего разрушения системы. Если же частные владельцы и коммунальные предприятия будут поставлены в равные условия, мы сможем успешно конкурировать и при этом гарантировать защищенность жителей от неожиданностей.
 
- Как Вы относитесь к новой политике тарифообразования? В состоянии ли сейчас бытовые потребители платить по экономически обоснованным тарифам? И способны ли местные и государственный бюджеты выдержать финансовую нагрузку, если тарифы останутся без изменений, и Вы будете вынуждены компенсировать поставщикам и производителям услуг разницу между фактическими и «экономическими» тарифами на ЖК - услуги?
 
При изменении политики в отношении тарифообразования, в первую очередь, во внимание должна приниматься социальная защищенность наших граждан. Если увеличение тарифов произойдет, то должно быть учтено, что возрастет количество получателей субсидий. Система предоставления субсидий, которая создана в Виннице, организационно справится с дополнительной нагрузкой. Если государство предусмотрит соответствующие средства, то социально незащищенные категории не пострадают. Возможность изыскать такие средства есть, если перенаправить средства, которые сегодня направляются на компенсацию разницы в тарифах. Но нужно учесть, что часть семей будет платить больше, но не будет иметь права на получение субсидий. Нужно предусмотреть компенсатор и для этой категории граждан. Одновременно должны быть предусмотрены стимулы для энергосбережения. Вопрос, подчеркну еще раз - времени, но он очень непростая, и, если принимать соответствующее решение, то нужно четко взвешивать все социальные риски.
 
Интервью предоставлено изданием «Время ЖКХ» 
 

Что такое мотивация? Это ряд соответствующих факторов, которые стимулируют и повышают работоспособность той или иной деятельности. Воспользовавшись ссылкой http://3tl.com.ua/treningi-po-motivatsii/, Вашему вниманию будут представлены тренинги по мотивации. Используются различные методы, который позволят улучшить не только качество работы, но также денежный выигрыш.

 
Комментарии (0)