Рус Укр
ГлавнаяПубликацииЖильеКак повысить энергоэффективность многоэтажек
Новости ЖКХ
19 марта 2024 г.
07 марта 2024 г.
06 марта 2024 г.
04 марта 2024 г.
01 марта 2024 г.
29 февраля 2024 г.
28 февраля 2024 г.
23 февраля 2024 г.
21 февраля 2024 г.
Опросы все опросы
ЧТО ПРЕПЯТСТВУЕТ ВАМ ВОВМРЕМЯ ПЛАТИТЬ ПО СЧЕТАМ ЗА УСЛУГИ ЖКХ?
Слишком высокие тарифы
Регулярное повышение квартирной платы
Низкое качество услуг или их полное отсутствие
Не соблюдение исполнителями сроков по вывозу мусора
Бездействие ЖЭКа
Ничего, я всегда вовремя плачу
Я не считаю нужным платить за коммунальные услуги

 







 

Как повысить энергоэффективность многоэтажек

Каждое правительство независимой Украины одним из главных приоритетов в своей деятельности определяло необходимость решения проблем повышения энергоэффективности жилищно-коммунального хозяйства.

Каждое правительство независимой Украины одним из главных приоритетов в своей деятельности определяло необходимость решения проблем повышения энергоэффективности жилищно-коммунального хозяйства. В своих программах действий они намечали пути решения этих проблем, разрабатывали соответствующие государственные программы, определяли комплекс мероприятий, которые способствовали их реализации. Вместе с тем ни одно из намечаемых мероприятий, ни одна из программ так до конца и не была реализована. Причин такого положения много. Главная же в том, что почти всегда благие желания не совпадали с финансовыми и материальными возможностями. Программы не финансировались вообще либо средства на их реализацию выделялись по остаточному принципу. Что касается предлагаемых мер, то они были довольно часто нереальными и не всегда технически обоснованными.

Так в свое время предлагалось перевести теплоснабжение всех многоквартирных домов и общественных зданий с централизованного на автономное, т.е. каждое здание должно было бы иметь свою встроенную, пристроенную или крышную котельную. По мнению инициаторов этого предложения, подобное мероприятие должно было значительно сократить (до 30%) потребление энергоресурсов. Вместе с тем, по подсчетам специалистов, реализация подобного мероприятия потребовала бы средств соизмеримых с десятью годовыми бюджетами всей страны, что сложно рассматривать как реальное предложение.

Читайте также: Тарифно-ценовая политика мешает энергосбережению

Рассматривались предложения и о переводе жилых домов на индивидуальное, поквартирное отопление. В некоторых городах уже даже полностью отказались от централизованного теплоснабжения многоквартирных домов, и перешли на поквартирное. Такое решение хотя и технически возможно, но реальной экономии энергоресурсов не обеспечит, а скорее наоборот приведет к увеличению их потребления. В таком случае просматривается явное нежелание местных органов власти заниматься вопросами повышения эффективности городского теплового хозяйства и все заботы в этом направлении переложить на плечи населения. Кроме того, для осуществления подобного мероприятия требуется согласие всех жильцов каждого конкретного дома на переход к поквартирному отоплению. Частичный переход на поквартирное отопление практически невозможен, так как приведет к полному разбалансированию внутридомовой системы отопления. Получить же согласие всех владельцев квартир на подобную реорганизацию довольно сложно. 

Ныне действующее правительство предлагает осуществить широкую поддержку электроотоплению. Использование электроэнергии для отопления в принципе хорошее решение. Особенно учитывая возможность потребления для этих целей дешевой ночной электроэнергии. Однако перевод многоквартирного жилого фонда на электроотопление практически нереален из-за невозможности существующих внутридомовых электросетей справиться с многократно возрастающими нагрузками.

Следует отметить, что каждое из рассмотренных выше мероприятий в определенных условиях могут быть довольно эффективными. К примеру, все они могут успешно применяться для малоэтажного индивидуального жилья. Системы автономного отопления могут быть экономичны при строительстве здания на обособленном участке, когда прокладка тепловых сетей к нему приводит к значительному удорожанию строительства или отсутствует резерв мощностей у теплоснабжающей организации для отопления такого здания. Однако для большинства существующих многоквартирных домов в крупных городах, отапливаемых от централизованных источников теплоснабжения, такие решения будут малоэффективны.

В средине 90-х годов мне пришлось обеспечивать визит министра строительства Дании в Украину. Во время одной из встреч, где рассматривались наши проблемы с теплоснабжением и, узнав о том, что более 80% наших многоэтажных домов отапливаются централизовано, он назвал это национальным достоянием. Мотивировал такую оценку он тем, что по опыту Дании, где централизованное теплоснабжение составляет 70%, оно наиболее адаптировано к термомодернизации. После нефтяного кризиса 70-х годов за счет термомодернизации существующего жилого фонда, отапливаемого от централизованных источников, в Дании удалось сократить потребление энергоресурсов более чем наполовину. Аналогичным путем пошли и наши ближайшие западные соседи – Польша, Чехия, Словакия.

Полная термомодернизация существующего жилого фонда Украины, а это касается практически всех зданий, построенных до 1993 года, – дорогостоящий и долгосрочный процесс. Она включает необходимость утепления ограждающих конструкций здания и модернизацию его инженерных систем. Безусловно, выполнить ее в полном объеме в масштабах всей страны было бы идеальным решением, но это нереальная задача. Необходимо разбить ее на реальные этапы, которые наиболее выполнимы, требуют минимальных затрат и приносят быстрый и ощутимый эффект. Исходя из сегодняшних реалий, первым из таких этапов должно стать оборудование всех многоквартирных домов средствами учета потребленной тепловой энергии и тепловыми пунктами с погодным регулированием.

Читайте также: Пять шагов выхода из энергетического кризиса

Обоснованность такого подхода в том, что должен соблюдаться основной принцип энергосбережения – регулирование и учет. У нас уже была госпрограмма по оборудованию существующего жилья приборами учета, а эффективность ее нулевая. Теплоснабжающие организации поставляли тепла столько, сколько считали нужным и потребитель никак не мог повлиять на это. Потребитель знал, сколько энергии он получил и должен был заплатить за нее независимо от своих реальных потребностей. Отсюда «недотопы», «перетопы» и открытые форточки. Погодное регулирование даст возможность избежать всего этого и приблизиться к оптимальному энергопотреблению. При этом очень важно, чтобы каждый владелец квартиры видел в своих платежках за тепловую энергию, что в более холодные месяцы года он платит больше, а в менее холодные – меньше. Тем самым население будет практически чувствовать влияние учета и регулирования на стоимость потребленного тепла, и будет создаваться база для успешного перехода к следующему этапу – организации поквартирного учета и регулирования.

Организация подомового учета и погодного регулирования потребляемой тепловой энергии заслуживает разработки специальной государственной программы в виду своей высокой эффективности, малозатратности (по сравнению с другими этапами) и быстрой окупаемости. В Украине уже реализованы сотни проектов по общедомовому учету и погодному регулированию. Все они показали высокую эффективность – сокращение теплопотребления в среднем на 30% и сроками окупаемости в пределах одного года.

Александр Горбатовский,  
лауреат государственной премии Украины по науке и технике, заслуженный строитель Украины, специально для ИА "Украина Коммунальная"
 
Комментарии (0)