Рус Укр
ГлавнаяПубликацииЗаконодательствоТакой ли рынок электроэнергии ожидал потребитель?

Такой ли рынок электроэнергии ожидал потребитель?

Управляющие жилым фондом компании (управители) столкнулись с тем, что энергопоставщики теперь угрожают отключением электроэнергии, требуя 100% предоплату (при этом жители, как и раньше, оплачивают услуги до 20-го числа следующего за расчетным месяцем). Известно много случаев, когда управитель предупреждает поставщика об исключении того или иного здания из общего договора на поставку электроэнергии в связи с созданием ОСМД, но поставщик отказывается это делать, ссылаясь на то, что последнее не обратилось к нему с предложением заключить договор, и продолжает выставлять счета на управителя (такая же проблема возникает и при изменении управителей). Этому способствует и то, что поставщики категорически отказываются заключать договоры с управителями отдельно с каждым домом.
 
Один дом - один договор
 
В ходе реформы рынка ЖКХ введен новый подход к договорным отношениям в этой сфере. Договор о предоставлении услуг по управлению многоквартирным домом сейчас заключается с определенным в соответствии с законодательством Управляющим, уполномоченным на это решением собрания совладельцев. Он подписывается на условиях, утвержденных собранием совладельцев, и является обязательным для всех жителей. То есть законодательство устанавливает, что многоквартирный дом - это отдельный объект (электрифицированная сооружение), который имеет индивидуальные характеристики и особенности. Каждый такой объект требует индивидуального подхода к управлению. На Управляющего возложена обязанность вести учет доходов и учет расходов отдельно по каждому многоквартирном доме. Таким образом, если Управитель предоставляет услуги по управлению группе домов, то он оформляет соответствующие договора по каждому дому отдельно.
 
Такие же ссылки к норме «один дом - один договор» содержится и в законе о рынке электроэнергии, где разделяются понятия бытового потребителя и коллективного бытового потребителя, в качестве которого как раз и выступает управляющая компания или ОСМД. В постановлении НКРЭКУ о правилах розничного рынка электрической энергии в случае заключения договора по двум и более объектам потребитель подает документы, предусмотренные подпунктом 3 по каждому из объектов потребителя. Это значит, что необходимо заключать договор с поставщиком по каждому дому отдельно независимо от того, управляет компания (управляющий) одним домом или несколькими.
 
Правда есть нюанс, который следует учесть при заключении договора с поставщиком электроэнергии. Если в доме, кроме жилых помещений, находятся также и офисные помещения Управляющего, то при отключении дома от электроэнергии за долги жителей будут обесточены также и помещения Управляющего, что помешает ему обслуживать другие дома. Поэтому рекомендуется заранее заключить отдельный договор на обслуживание офисных и административных помещений Управляющего в доме с другим поставщиком электроэнергии. В этом случае можно по одному дому подать отдельные заявления-присоединения, законодательство это позволяет.
 
Условия оплаты - на выбор
 
Законодательство отнюдь не обязывает управляющие компании оплачивать электроэнергию, потребленную для мест общего пользования и электроснабжения работы лифтов, по предоплате. Оплата может быть в форме:
1) плановых платежей с последующим перерасчетом, который производится за фактически отпущенную электрическую энергию согласно данным коммерческого учета;
 
2) предоплаты с окончательным расчетом, который проводится за фактически отпущенную электрическую энергию согласно данным коммерческого учета;
 
3) оплаты за фактически отпущенную электрическую энергию в соответствии с данными коммерческого учета.
А это значит, что поставщик электроэнергии должен при заключении договора предусмотреть различные варианты оплаты, чтобы потребитель имел возможность выбора. Потребитель, перед заключением договора о поставках электрической энергии, должен выбрать соответствующее коммерческое предложение и указать его в заявлении-присоединении к условиям договора поставки электрической энергии потребителю. Это коммерческое предложение является неотъемлемым приложением к договору.
 
Учитывая, что расчеты по предоставлению услуги по управлению многоквартирным домом осуществляются совладельцами до 20 числа месяца, следующего за расчетным (пункт 29 Правил управления), то и Управляющий (как представитель совладельцев многоквартирного дома) вполне резонно также может рассчитываться исключительно по счетчикам в начале периода, следующего за расчетным.
 
Таким образом, управляющему целесообразно самостоятельно выбирать способ оплаты с учетом своих финансовых возможностей.
 
Последнее слово - у потребителя
 
Что касается угроз электропоставщиков прекратить обслуживание потребителей путем расторжения договора на поставку и распределение электроэнергии, то и здесь закон не на их стороне. Договор поставки электроэнергии может быть расторгнут досрочно только по требованию потребителя услугой, если жители решат об изменении формы управления многоквартирным домом или об избрании другого Управляющего. В этом случае они обязаны не позднее чем за два месяца до расторжения предупредить об этом своего Управителя. Управитель, не позднее чем за 20 дней до прекращения пользования услугой, обязан сообщить об этом поставщика и оператора системы и в этот же срок осуществить уплату всех платежей до последнего дня пользования услугой. После этого у потребителя есть 90 дней на заключение нового договора с другим поставщиком электроэнергии, и, если это не будет сделано, то уже оператор системы обязан обесточить такого потребителя по обращению поставщика «последней надежды».
 
Взаиморасчеты, однако, вряд ли получится закрыть досрочно окончательно, поэтому в последний день обслуживание дома рекомендуется осуществить совместный с поставщиком услуги выход для снятия показаний счетчика для окончательного с ним расчета.
 
Пока энергопоставщики будут давить своим монопольным положением на управляющих, а те в свою очередь отстаивать свои законные права, - заложником ситуации будут жители многоэтажек, как конечный потребитель услуг.
 
Конечно, было бы правильнее, чтобы точку в этих вопросах ставили не юристы и суды различных инстанций, погрузившись в изучение законодательства, а именно НКРЭКУ, четко по пунктам и без двусмысленности расставив все точки над «и» в регуляторных порядках для энергопоставщиков, в которых бы и отразились все перечисленные выше нормы.

И очень важным аспектом в указанных взаимоотношениях является верховенство законов Украины над Постановлениями и Кодексами утвержденными нацрегулятор. 


Назад